На выставке местных художников в Хвалынске Поляков экспонировал десять работ: гравюра и рисунок пером. Только одна работа из диплома, остальные новые: Новозыбковское озеро, волжские мотивы, хвалынские улицы, пейзаж. Причем все доски большие. Местным «светилам» работы понравились, а Картинная галерея обещала купить кое-что из представленного, музей обещал дать заказ.
Выставка наделала переполох среди любителей. Были сообщения на радио, в газетах…. Пришел народ. Были споры, разгорелись страсти. При Доме культуры собирались открыть изостудию. Руководить студией предложили Полякову. Он отказался.
Выставился Поляков и на Областной художественной выставке в Саратове. Часть работ он повез без рам, без стекла, чтобы посмотреть, какое впечатление они произведут. Комиссии работы понравились, и были высказаны сожаления, что некоторые листы не могут быть экспонированы, так как не оформлены должным образом. Поляков надеялся, что если выставком захочет их выставить, то сделают для них багет, найдут стекло и картон. В результате три работы он сдал оформленными, три оставил в выставкоме без оформления.
А в Картинной галереи устроили выставку работ школьников. Представлены были и работы питомцев Полякова. Выглядели они лучше многих других и были отмечены на радио.
Поляков решает уйти из школы, жить в Хвалынске и работать, рисовать и, главное, работать над собой. Но в городе не было места, где можно было приложить руки. «Город маленький, предприятий, в которых был бы нужен художник или халтурщик – все равно – нет, а художников хоть отбавляй», – писал он. На самом деле в Хвалынске художников было немного. Но старые «маститые» мастера давно определились со своим творчеством, новых веяний от них ожидать было трудно. Новые веяния и не доходили до городка, расположенного в глухой провинции, вдалеке от железнодорожных и иных путей. С книгами тоже было плохо. Новая информация не поступала.
Поляков хочет поступать в Суриковский институт. В нем училось несколько его знакомых по Пензенскому художественному училищу. Собирался везти с собой работы. Учитывал и возможность недопуска к экзаменам – работ у него мало. Все сделанное на пятом и четвертом курсах он уничтожил.
Но отказываться от института не хочет. Хочет оставить за собой и право провала на экзаменах. Такая вещь может случиться сколько угодно. Но и особенно жалеть в случае неудачи не собирался. Однако хотелось поступить легко, без лишнего напряжения, к чему он был вполне способен, а потому, считал он, – должно выйти все наоборот.
Он едет в Москву осмотреться, выяснить, в каком учебном заведении рисунку уделяют больше времени, решить окончательно своей будущее.
В Москве он оказался в то время, когда вступительные экзамены в большинстве художественных вузов уже прошли. Можно было поступать только в Художественно-промышленное училище им. Строганова, Строгановское. Он ходил по мастерским, раздумывал, набирался духу, но оказалось, что по физическому состоянию его туда не примут. Отчаявшись, он решает, было, поступать в заочный Педагогический институт, но вовремя одумался. Не решившись ни на что, он возвращается в Хвалынск.
Правда, из Москвы он дал телеграмму в школу, где работал, с просьбой освободить его от занимаемой должности.
Поляков оказался «у разбитого корыта». Без работы, без особых перспектив. Женя Кожевников предлагал ему место под Гомелем, но Поляков предпочел Волгу, Хвалынск.
Где работать, как зарабатывать на жизнь? В Хвалынске оказалось свободным место преподавателя рисования и черчения. Приглашали Полякова. Но уйдя из одной школы, он, по моральным соображениям, не мог прийти в другую школу, сказа, что ушел из Школы совсем. Он понимает, что его опыт работы может пригодиться другим. Но, странно, ребята, его бывшие ученики, после его отъезда собирались, рисовали, ходили друг к другу, обсуждали работы, причем не один-два человека были увлечены всерьез. А с другой стороны, не ходили на уроки рисования.
Он пишет «трактат» для учителей рисования. Хочет издать его. Но ему не удается. Печататься в то время было сложно. Да и кто будет печатать никому не известного художника, учителя из какого-то Хвалынска?
На Возрождении, на заводе, было место художника, но Полякову не хочется оставаться в городке, хотя бы потому, что там живут его бывшие ученики, ученики, от которых он ушел, да и ставка низкая. Приглашают его и в Хвалынске работать в изостудии. Но он выбирает неопределенность сегодняшнего дня. Он хочет, должен идти в институт, надо готовиться к экзаменам, делать работы.
Демонстративный ряд представлен предметами из фондовой коллекции ОГЛМТ.
Обращаем ваше внимание, что полная версия выставки расположена на странице Фонды ОГЛМТ. Единая фондовая коллекция в разделе Фотоальбом новый.
Прямая ссылка на страницу: https://turgenevmus.ru/fotoalbom-novyj/
* Владислав Поляков. Воспоминания о художнике / Автор-составитель и редактор В.В.Гришков. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Лема”» 2010. – 33-34 С.