Он переезжает в Хвалынск, в дом бабушки. Ищет и находит оформительскую работу. Работу, которой никогда не занимался. Месяц он работал над эскизом панно для консервного комбината. Окончательная работа должна была быть выполнена на холсте размером двадцать квадратных метров. А эскиз нужен был ему для того, чтобы показать заказчикам, убедить их и себя, что может справиться с работой.
Работа заказчикам понравилась, но оказалось, что завод не может не только дать аванс, но и отказывается говорить об исполнении эскиза в
натуре – деньги истрачены на другое.
Заказ на оформление столовой и завода в поселке Возрождение тоже окончился неудачно. Денег ему почти не заплатили. Не удалось, и договориться с заводом о направлении его в институт за счет предприятия, своим стипендиатом. Оказалось, что необходим рабочий стаж непременно на этом заводе.
Недолго пробыв в Хвалынске, осенью 1965 года он уезжает в Ленинград. В Ленинграде живет его тетя, Зинаида Тимофеевна Белугина, принимающая активное участие в его судьбе, брат Лев, в то время студент Политехнического института, его друзья: Игорь Гержедович и Женя Кожевников.
В Ленинграде прописаться невозможно. Устроиться на работу без прописки нельзя. А надо жить, зарабатывать на жизнь, на учебу. Он устраивается преподавателем рисования и черчения в восьмилетнюю школу-интернат санаторного типа в Луге, небольшом городке Ленинградской области. Живет в интернате. И здесь он сумел заразить ребят рисованием. Рисовали на его уроках, на уроках математики, русского…. Не забывал он и своих питомцев на станции Возрождение, интересовался их успехами, посылал книги по искусству, помогал советами. Время от времени получал добрые письма от своих прежних учеников. Некоторые из бывших учеников поддерживали тёплые отношения с ним и в 1990-е годы, после его возвращения в родной город.
Прожить на одну зарплату было сложно. В эти годы без высшего образования устроиться куда-нибудь было трудно. Да и молодой специалист после окончания института получал мизерную зарплату. Перспектив у Полякова никаких. Понимая это, в 1966 году он поступает на вечернее отделение Ленинградского филиала Московского политехнического института. Но главное, ему нужна была «школа».
Занятия в институте проходят ежедневно. После уроков в школе он едет в Ленинград. Три часа в дороге. Шесть часов в дороге. Зато свободные дни Поляков проводит в Ленинграде: ходил по музеям, выставкам… Как в былые времена его привлекала поэзия, музыка.
Постоянные поездки в электричках на вечерние занятия и поздние возвращения домой научили его многому: он ценил время и работал, положив планшет с листом на колени. Довольствовался малым – часто стол одновременно служил ему и рабочим местом, и кроватью. Он был лёгок на подъём: собирался в дорогу быстро, не очень заботясь о еде впрок или удобствах спального места. Безропотно переносил дальние путешествия, несмотря на свои недуги. Часто его рассказы о дорожных приключениях повергали слушателей в шок, и казалось, что после таких передряг он, наконец, будет вести оседлый образ жизни, но проходило несколько недель, и он вновь начинал тосковать по дороге, вспоминая строки А. Блока: «И вечный бой. Покой нам только снится…».
Обучение в институте мало сказалось на творчестве Полякова. Обучаясь у Г. Епифанова, К. Савкевич, он понял книгу как единый организм, в котором все элементы художественного оформления взаимосвязаны. Лекции искусствоведа Г. Перепелкина подталкивали его к самостоятельному осмыслению творчества мастеров старого и нового времени. С четвертого курса Поляков ушел из института, так и не получив диплома. Он искал своих путей.
В Луге, на улице, Поляков познакомился с одним человеком. Оказалось – художник, выпускник Пензенского художественного училища. Окончил его позднее Полякова. Вместе они делали мозаику в холле гостиницы, занимались оформительскими работами в городе…
А в школе директор выговаривал Полякову, что он срывает программу, учителя заявили, что такой преподаватель им не нужен – им надо преподавать свои предметы. В результате пришлось уйти.
Работы, вещи Полякова всегда находились в разных местах: в Новозыбкове, Хвалынске, в Ленинграде…. Он был спокоен – они никуда не денутся. Да и в Возрождении он никогда не закрывал свою комнату на ключ. Но тут произошла осечка. Когда после недолгого отсутствия в Луге Поляков приехал за своими вещами, оказалось, что лужские и зарайские рисунки пропали. Школа выбросила их за ненадобностью.
Демонстративный ряд представлен предметами из фондовой коллекции ОГЛМТ.
Обращаем ваше внимание, что полная версия выставки расположена на странице Фонды ОГЛМТ. Единая фондовая коллекция в разделе Фотоальбом новый.
Прямая ссылка на страницу: https://turgenevmus.ru/fotoalbom-novyj/
* Владислав Поляков. Воспоминания о художнике / Автор-составитель и редактор В.В.Гришков. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Лема”» 2010. – 34-37 С.