Жизнь затворником в мастерской и в музеях, в школе постепенно стала тяготить Полякова. Ему нужно было более активное, творческое общение, чем то, которое он имел, работая в школе, занимаясь в институте. «Все больше ощущаю нехватку эмоциональности людей, художников хотя бы в душе» — писал он.
Так уж получилось что, несмотря на физические недостатки, Полякову приходилось постоянно переезжать с места на место. Часто это было связано не столько с пожеланиями художника, сколько с необходимостью. Он учился в Пензе, работал в Луге, Павлово на Неве, Шахматово, постоянно лечился в Выборге, в городе Зеленоградск Калининградской области, вернулся жить на родину в Хвалынск…. И его творчество, в значительной степени, зависело от его местопроживания…
Первого февраля 1975 года Поляков пошел на работу в школу и сломал больную ногу. Перелом получился плохой, болезненный. Но все это было по сравнению с теми воспоминаниями, которые живы были в нем с седьмого класса и которые вызывали состояние, близкое к шоку.
Сначала он лежал в больнице города Кировска, потом, благодаря хлопотам Зинаиды Тимофеевны Белугиной, его перевели в Институт травматологии и ортопедии им. Вредена в Ленинграде, где сделали две операции, во время которых вживили в ногу металлическую пластину. Из-за смещения обломков кости при переломе левая нога стала короче правой на семь сантиметров. Третья операция предполагалась после того, как все срастется и он научится хорошо ходить.
Восстановление проходило медленно, так как поломанная кость в прошлом «видала виды». Сначала он ходил на костылях, потом с помощью палочки. Пришлось пользоваться и ортопедической обувью.
В 1978 году он поехал в Выборг для удаления фиксирующей металлической пластины в поврежденной ноге и для вытяжения кости. Вытяжение кости в то время было совершено новым методом лечения, но Поляков решился им воспользоваться, хотя оно и требовало длительного времени.
Операцию делали под спинномозговым наркозом больше трех часов. Поляков все слышал. Было больно и очень, но он, как всегда, выдержал, да еще, по мнению персонала, с честью. Врачи реконструировали сустав, но конструкцию, поставленную во время предыдущей операции, оставили, так как кость была в плохом состоянии, и хирург побоялся снимать железки – вдруг кость не выдержит нагрузки и рассыпится. Она осталась с ним на всю жизнь.
На седьмой день Поляков научился ложиться и вставать с кровати без посторонней помощи, что делать было не так-то просто, потому, что кроме гипса на тело был наложен аппарат (подобие аппарата Илизарова) – во все стороны торчали кольца, спицы…
Это был не первый приезд Полякова в Выборг, находящийся на берегу залива, в двух часах езды от Ленинграда. Впервые он лечился в нем в 1975 году. Потом он еще не один раз приезжал сюда обследоваться, на лечение, отдохнуть от трудного быта, оформить интерьеры больницы…
Красивый средневековый город с сохранившимися узкими улицами в центре и почти сельскими на окраинах почему-то напоминал ему Саратов. Огромные валуны и выходящие на поверхность земли скальные образования… То это скалы Батарейной горы, грозные в своей неприступности, то «растекающиеся» по поверхности «каменные волны», которые как бы уже остыли. Успокоились, заняли свое постоянное место на земле.
Одной из достопримечательностей Выборга является «Монрепо» (фр. – «мой отдых») – романтический парк, основанный под влиянием оссианической поэзии. У него было несколько владельцев, но сейчас парк обычно связывают с именем последнего его владельца Людвига (Андрея Львовича) Николай. Поэт, писатель, входивший в круг энциклопедистов, приехал в Россию, стал наставником будущего царя Павла I, президентом Петербургской Академии наук. В 1803 году он вышел в отставку, поселился в «Монрепо» и занялся благоустройством парка. При нем и его сыне Павле пейзажный парк уже сравнивали с «уголком рая», «с кумиром богов и могилами друзей», с «роскошным садом». Конечно, сейчас он выглядит по-другому.
Дикий парк на берегу залива, вернее, культивированный с большим искусством парк, переходящий в лес, со скалами, поросшим мхом, с могучими деревьями, несколькими сохранившимися архитектурными садово-парковыми сооружениями… Его аллеи навевают ассоциации со сказками далекой старины, памятью о прошлом, с поэзией… На посетителей влияют запахи и звуки: шум водопада, журчание ручейков, плеск воды о скалистый берег, шелест листьев и пение птиц.
Демонстративный ряд представлен предметами из фондовой коллекции ОГЛМТ.
Обращаем ваше внимание, что полная версия выставки расположена на странице Фонды ОГЛМТ. Единая фондовая коллекция в разделе Фотоальбом новый.
Прямая ссылка на страницу: https://turgenevmus.ru/fotoalbom-novyj/
* Владислав Поляков. Воспоминания о художнике / Автор-составитель и редактор В.В.Гришков. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Лема”» 2010. – 41-43 С.