«Русский мир» — понятие, к которому мы всё чаще обращаемся в размышлениях о России. Скрепа его — русский язык, русское слово. Владеть им во всём его многообразии, уметь чётко и ясно выражать глубинные мысли и чувства мы учимся у классиков русской литературы. Интерес к их творчеству велик и передаётся от поколения к поколению. Подтверждение тому — Всероссийские XXXI Тургеневские чтения, состоявшиеся в Орле в конце июня. Они проводятся ежегодно по инициативе Орловского объединённого государственного литературного музея И.С. Тургенева и Тургеневского общества в Орле.
На чтениях представлено более двадцати докладов, подготовленных учёными-литературоведами, писателями, культурологами, преподавателями университетов, работниками музеев, краеведами из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Ставрополя, Томска, Кишинева, Пятигорска, Донецка, Орла. Все исследования, размышления, выводы объединены одной темой: «Россия и русские глазами Пушкина, Лермонтова и Тургенева».
2024-ый год — год юбилеев Пушкина (225-летие), Лермонтова (210-летие). Совсем недавно, в 2018 году, отмечали 200-летие Тургенева. Столетия разделают нас. Растворилось, поблёкло «в дыму времён» множество событий: войны, революции. Менялись общественные устройства, правители. Сошли «под вечны своды» многие поколения. Но творчество великих русских писателей неизменно живёт, питает наши умы и души, даёт им простор, высоту, помогает подняться над земной «суетой сует».
Современная связь — интернет — позволила участникам чтений соединиться с Пятигорском, где одновременно проходил семинар работников литературных музеев на базе музея М.Ю. Лермонтова. Оттуда с открытием чтений участников приветствовали В.В. Ефремова, директор Орловского литературного музея И.С. Тургенева, директор Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске И.В. Сафарова и Н.Ю. Дербенёва — учёный секретарь Государственного литературного мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино».
Первым с большим интересом был заслушан доклад учёного секретаря Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинские Горы) Э.А. Узёнева об общественно-политических взглядах Пушкина. Уже в лицее поэт усвоил понятия о праве, чести, достоинстве личности. Его патриотическое сознание формировалось под влиянием событий Отечественной войны. Он пережил период увлечения идеями радикализма. Сумел преодолеть их, и в пору зрелости стал на позиции просвещённого консерватизма. Не приемля призывов к кровавому бунту, Пушкин видел миссию дворянства в обуздании деспотизма и в просвещении народа. История вершится накоплением ценностей, реализацией творческого потенциала нации. С предельной чёткостью выразил поэт присущее всем нам чувство Родины:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Разговор о патриотизме продолжила О.А. Тиховская, культуролог из Кишинева (Республика Молдова) в докладе «Дар патриотизма: актуальные мотивы читательского диалога с Пушкиным в контексте политических катаклизмов XX-XXI вв.». «Два вопроса давлеют над нами сейчас, — отмечает докладчик. — Как предотвратить превращение предотвращение человека в зверя, убивающего себе подобных? И как воспитать патриота?. Родина — какое сложное, неуловимое понятие. Возможно ли русскому человеку русским языком порочить русское? Родина в нас, в нашей душе, такая, как её понимаешь. Читая Пушкина, мы познаем Родину, осознаем себя русскими. Всё, что создано поэтом, неодолимо вошло в душу каждого читающего русского человека.
С.С. Шаулов, зав. отделом «Дома-музея М.Ю. Лермонтова» ГМИРЛИ им. В.И. Даля (г. Москва) в своём докладе анализирует стихотворение поэта «Спор», как отражение философско-политических споров середины XIX века, полемизирует с критиками, упрекавшими поэта в отсутствии «русскости» в этом произведении. Пророчески выглядит картина, представленная в этом стихотворении, воспроизводящем спор двух великих гор — Казбека и Шат-горы (Эльбруса):
Берегись! — сказал Казбеку
Седовласый Шат, —
Покорился человеку
Ты недаром, брат!
Люди хитры! Хоть и труден
Первый был скачок!
Берегися! Многолюден
И могуч Восток!
Но Тегеран дремлет, Иерусалим — мёртвая страна, спит земля Нила.
Не боюся я Востока! —
Отвечал Казбек, —
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век».
«Не хвались ещё заране! —
Молвил старый Шат, —
Вот на севере в тумане
Что-то видно, брат!
Обратил Казбек взор на север и услышал шум и звон. От Урала до Дуная шли полки могучи, страшно-медленно, как тучи, прямо на Восток:
Грустным взором он окинул
Племя гор своих,
Шапку на брови надвинул —
И навек затих.
Течёт время, рождаются и вызревают процессы, меняя реальность. Теперь Восток, что за Кавказом, проснулся, бурлит, к нему обращено мировое внимание.
«Парадигма «Россия — Европа» в социально-философском диалоге И.С. Тургенева и А.И. Герцена» — такова тема доклада В.М. Головко, доктора филологических наук, заслуженного профессора Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь).
Исследователь убедительно показал неопределённость выдвинутого Герценом идеала общинной России, долженствующей обновить Европу, и указал на убеждённость Тургенева в просветительской миссии интеллигенции, в необходимости продолжать диалог культур России и старой Европы.
Профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор филологии Г.М. Ребель на примере повестей Тургенева «Вешние воды» и «Ася» в своём исследовании «Русские на rendez-vous в Европе» раскрывает нравственную несостоятельность российского дворянства в эпоху наступления либеральных реформ.
Молодой учёный, только что защитивший докторскую диссертацию и немало работавший с библиотекой Тургенева в Орле И.О. Волков, доцент Национального исследовательского Томского государственного университета, представил своё исследование восприятия поэзии Пушкина в процессе читательской практики Тургенева.
«Мой идеал, мой учитель, мой недосягаемый образец», — таков Пушкин в восприятии Тургенева.
Пометы Тургенева в томе стихов Пушкина, маргиналии на полях таких его шедевров, как «Телега жизни», «Подражание Корану», «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и др. свидетельствуют о непрерывавшемся творческом диалоге Учителя и Ученика. Восхищение творчеством великого поэта звучит в Речи Тургенева на открытии памятника Пушкину в июне 1880 года в Москве. По мысли Тургенева, поэзия Пушкина — бесценный дар поколениям русских людей, залог духовного самостояния народа в веках.
Теме «Европа в жизни и творчестве Тургенева» посвятили свои доклады исследователи из Санкт-Петербурга доктора филологических наук, профессор В.А. Доманский и профессор О.Б. Кафанова: если в докладе В.А. Доманского «Сегменты русского мира в романе “Дым”» представители российской элиты явлены в сатирическом свете, то в докладе О.Б. Кафановой «Россия и русские в беседах Тургенева на обедах “освистанных писателей”» образы родины и русских людей в рассказах Ивана Сергеевича всегда овеяны дымкой поэзии и ностальгии. Писатель сумел «влюбить» своих друзей в русские просторы и в «самый удивительный народ в мире».
Н. П Генералова, доктор филологических наук, руководитель издания Полного собрания сочинений Тургенева и Фета (С.-Петербург, Пушкинский Дом) привела новые данные о неустанных усилиях Тургенева по пропаганде творчества Л.Н. Толстого во Франции. В докладе исследователя прозвучала мысль о том, что триумф русской литературы в Европе был подготовлен всей бескорыстной деятельностью за рубежом нашего великого земляка во славу Родины.
Не менее важной своей миссией писатель почитал помощь начинающим литераторам в освоении художественного мастерства, в поисках своих тем, своего стиля и т.д. Этой теме посвятила свой доклад кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русской литературы (С.-Петербург, Пушкинский Дом) В.А. Лукина, обнаружившая новые свидетельства о встречах Тургенева с молодыми писательницами в 1880-1882 гг.
В докладе «Странная любовь к отчизне: случай Герцена и Тургенева» профессор МГУ им. Ломоносова И.А. Беляева анализирует избранную тему в рамках феномена русской эмиграции в Европе. Позиция Герцена-эмигранта предстает как самопожертвование, апостольское служение во имя освобождения Родины. Тургенев, пользовавшийся возможностью свободного передвижения, считал абсентеизм губительным не только для художественного творчества, но и для политика. В отрыве от Родины, от её народа видел он личную драму Герцена.
Тем не менее суждения о русском народе отнюдь не всегда были комплементарными. Горькие укоризны в адрес соотечественников, возникшие в порядке «национальной самокритики», собрал старший научный сотрудник Музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» Р.В. Ермаков в докладе «И.С. Тургенев о русских людях и о России (на материале высказываний из эпистолярного наследия писателя)». По мысли исследователя, залогом духовного преображения соотечественников был для Тургенева русский язык.
Хотя доклад преподавателя Северо-Кавказского университета Г.А. Багдасаровой (г. Ставрополь) «Концепция национального эволюционизма Н.С. Лескова в контексте идеи русского мира писателя» как бы выходит за рамки тематики Чтений, его проблематика органично вливается в круг поставленных на Чтениях вопросов. Это образ русского мира каким его увидел земляк Тургенева Лесков. Блестяще представленный, оснащённый теоретически, доклад является, на наш взгляд, заявкой на большую серьёзную работу.
Ещё ранее идеи эволюционизма развивал в своём творчестве соратник Пушкина, философ, искусствовед, самобытный писатель В.Ф. Одоевский. Особенностям его мировоззренческой позиции посвятила свой доклад аспирант МГУ Е.М. Перевалова (г. Москва) «Между западниками и славянофилами: взгляды В.Ф. Одоевского на самобытный путь России».
Идеи эволюционизма лежали в основе деятельности ещё одного современника Пушкина — Н.А. Мельгунова, литератора, журналиста, уроженца Орловского края. Его воззрения на путь развития российского общества, на политику в сфере печати и гласности актуальны, заслуживают внимания и в наше время. С Мельгуновым (имя, по сути, забытое на родине) участников Чтений познакомил доктор филологических наук, председатель Орловской областной организации Союза писателей России А.И. Кондратенко.
«Орловский блок» докладов продолжила известный краевед, кандидат филологических наук Е.Н. Ашихмина, открывшая слушателям немало новых имён из круга близких Пушкину людей, живших на орловской земле.
Писатель и краевед А.М. Полынкин в докладе «А.С. Пушкин и Малоархангельский уезд Орловской губернии» утвердительно ответил на вопрос о пребывании великого поэта в Малоархангельске, по пути в Орёл и на Кавказ, о чем жители хранят память: в районном центре открыт памятник Пушкину, облагорожена территория вокруг. Это самое красивое и привлекательное место города.
Доклад заведующей Литературного музея И.С. Тургенева Е.Г. Мельник «По следам одного документа из коллекции ОГЛМТ» — рассказ об истории обретения Диплома-удостоверения Тургенева — студента Берлинского университета поражает тщательностью и объёмом собранной доказательной базы. Сквозь судьбы членов семьи Стаховичей — некогда передавших документ в Орловский музей, встаёт драматическая судьба России и незаурядных представителей отечественной интеллигенции.
И снова Пушкин… Великий поэт — источник вдохновения донецких художников. Свидетельство тому «Пушкиниана» — выставка картин в Донецке, открытая в Художественном музее «Арт-Донбасс». О своеобразии творческой манеры каждого из художников рассказала в своём докладе директор музея, член СХР Е.Н. Калиниченко. Открытая в пору героического стояния дончан под ударами безжалостного врага, выставка подтверждает обретённую истину: «Когда говорят Пушкин, музы не молчат».
Живое и интересное выступление Е.В. Николаевой, заведующей отделом редкой книги и мемориальной работы Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (г. Москва) завершило череду докладов. Рассказ о деятельности Московской городской Думы по увековечению памяти Пушкина, Гоголя, Тургенева, Некрасова, Толстого, открытие в столице ряда библиотек-читален их имени на средства меценатов — поучительный пример радения о национальной культуре на переломном этапе нашей истории.
Украшением Чтений стала выставка работ фотохудожника В. Лалакина «Свет и тени Орловского Полесья», запечатлевшего пейзажи уникального уголка орловской земли, некогда поразившего Тургенева своей первозданной мощью. Порадовал детей и взрослых премьерный спектакль по мотивам сказок Тургенева в исполнении детской театральной студии «Серебряная птица» при музее писателя (режиссёр Е. Гусарова).
При обсуждении докладов и подведении итогов участники отметили важность такой площадки, как Тургеневские чтения, в изучении и популяризации творческого наследия классиков русской литературы, неоценимого в просвещении и воспитании подрастающего поколения.
24.06.2024 г. З.Тарабрина