Журнал Маменькина садика

Журнал Маменькина садика

«Запах померанцев обдал меня волной — и вместе с ним и тоже как будто волною принеслись сильные, чистые звуки молодого женского голоса. Этот запах, эти звуки так и потянули меня вниз — и я начал спускаться… спускаться к роскошному мраморному дворцу, приветно белевшему среди кипарисной рощи. Звуки лились из его настежь раскрытых окон; волны озера, усеянного пылью цветов, плескались в его стены — и прямо напротив, весь одетый темной зеленью померанцев и лавров, весь облитый лучезарным паром, весь усеянный статуями, стройными колоннами, портиками храмов, поднимался из лона вод высокий круглый остров…» — так описывал чарующий итальянский пейзаж Иван Сергеевич Тургенев в повести «Призраки». Аромат цветов померанцевого дерева для писателя был тесно связан с этой солнечной страной, которая помогла ему познать самого себя.

Очень любила это растение и мать писателя Варвара Петровна Тургенева. Вокруг дома в Спасском в тёплое время года были расставлены померанцевые деревья в зелёных кадках, а о московском доме на Остоженке Варвара Петровна писала сыну: «У нас морозы в 30 градусов — а у меня полон дом цветов и померанцевых деревьев».

И в нашем музее растёт это необыкновенное растение, так сильно любимое русскими дворянами. Ароматом его белоснежных цветов мы наслаждались в начале лета, а сейчас наш померанец радует обильными плодами, наливающимися оранжевым цветом. И пусть осенью дни становятся всё короче, но наш лекторий продолжают освещать маленькие солнышки.