Тургенев – Фету 6 апреля 1855
В музее писателей-орловцев, в красивом шкафу фетовского зала можно увидеть прижизненный сборник стихотворений поэта, вышедший под заглавием «Стихотворения А.А. Фета» в 1856 г. Посетитель не обратит особого внимания на сборник, т.к. внешне он совсем невзрачный, но именно он послужил Фету ориентиром для последующих изданий.
К изданию сборника приложил руку И.С. Тургенев и привлек членов редакции ж. «Современник».
В 1855 г. он легко уговорил друга Фета разрешить им издать сборник, пообещав, что издание будет красивым и достойно лежать на столике всякой прелестной женщины. Он писал: «Некрасов, Панаев, Дружинин, Анненков, Гончаров – словом весь наш дружеский ареопаг вам усердно кланяется…, мы предлагаем поручить нам новое издание ваших стихотворений, которые заслуживают самой ревностной очистки и красивого издания, для того чтобы им лежать на столике всякой прелестной женщины».
«Почти каждую неделю стали приходить ко мне письма с подчеркнутыми стихами и требованиями их исправлений»,- пишет Фет. Внимание друзей привлекло стихотворение «Фантазия». «Досаднее и смешнее всего была долгая переписка по поводу отмены стиха: На суку извилистом и чудном. Очень понятно, что, высланные мною скрепя сердце, три-четыре варианта оказались непригодными, и наконец, Тургенев писал: «Не мучьтесь более над стихом «На суку извилистом и чудном»: Дружинин растолковал нам, что фантастическая жар-птица и на плафоне, и в стихах может сидеть только на извилистом и чудном суку рококо. И мы согласились, что этого стиха трогать не надо».
На суку извилистом и чудном,
Пестрых сказок пышная жилица,
Вся в огне, в сияньи изумрудном,
Над водой качается жар-птица;
Расписные раковины блещут
В переливах чудной позолоты,
До луны жемчужной пеной мещут
И алмазной пылью водометы.
«Фантазия»
К сожалению, издание 1856 г. вышло не таким красивым, как обещал Тургенев, очень скромным, а по поводу его редакции Фет заметит, что «вынужден был соглашаться с большинством, и издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным».
Несмотря на критическое отношение Фета к редактированию Тургеневым его стихов, сборник получил высокую оценку современников.
Некрасов напишет:
«Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий Душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».




