Вот уже несколько десятилетий в Орловском государственном литературном музее И.С. Тургенева находится кабинет М.М. Пришвина из его московской квартиры в Лаврушинском переулке с его редким предметным наполнением. Все эти предметы были переданы нашему музею его вдовой – Валерией Дмитриевной – в 1980 году, и являются жемчужиной музейной коллекции.
В 1937 году М. Пришвин поселился в Москве на 6 этаже знаменитого «Дома писателей» с великолепным видом на еще не застроенное большими домами Замоскворечье. Свою квартиру писатель с любовью называл «воздушный замок». Здесь у Михаила Михайловича сразу же рождается новая тема творческих поисков — тема ценности городской культуры как копилки духовно-нравственного богатства нации. Он обнаруживает в себе острый интерес к этой культуре, создаваемой в библиотеках, музеях и концертных залах. «Я хочу почувствовать через предметы искусства дыхание истинной культуры человечества, как я чувствовал прежде через пташек своих дыхание матери-земли», — говорил он. С юношеским азартом посвящает Пришвин целые дни посещению музеев и букинистических магазинов. «…Когда я вышел из музея, — признавался писатель после посещения Третьяковской галереи, — то головы людей на улице предстали мне скульптурно, и у меня поднялось сочувствие к человеку». А услышанная в консерватории симфоническая музыка напомнила ему студенческое увлечение Вагнером.
Вот почему в своей собственной квартире Пришвин постарался воссоздать музейную атмосферу. Свой красивый голубой кабинет писатель обставляет старинной мебелью 19 века, тщательно подбирая в комиссионных магазинах предметы обстановки дворянской гостиной. Здесь и письменный стол с резными украшениями в виде мифических существ, конторка – непременный атрибут дворянского обихода, и конечно, рояль знаменитой немецкой фирмы Исбах, приобретенный писателем в 1949 году. В этом кабинете время от времени появлялась какая-нибудь художественная старинная вещь, каждая со своим настроением, историей, смыслом, за многие годы впитавшая в себя память о прошлом. О каждой такой вещи в дневнике Пришвина мы находим поэтизирующую ее запись. Вот, например, запись о старинной люстре венецианского стекла: «…Какой-то художник взял смертный цветок и создал бессмертный из хрусталя. Пусть он разбит – все равно он не умирает: даже в обломках его остается победное усилие на пути к бессмертию», — сказал писатель о появившейся у него однажды люстре венецианского стекла в виде многослойного цветка.
Лаврушинский кабинет служил писателю с 1937 года вплоть до его кончины в 1954 году.
Ст. научный сотрудник музея писателей-орловцев – Абинякина Т. В.