На одной из черновых рукописей А.С. Пушкина среди строк первой песни «Полтавы» и стихотворения «Воспоминания о Царском селе» сохранился набросок портрета неизвестного молодого человека, в котором впоследствии узнали Петра Васильевича Киреевского.
П.В. Киреевский (1808-1856) – выдающийся русский философ, публицист, фольклорист возглавивший работу над знаменитым Собранием народных песен. Творческой лабораторией Петра Васильевича стало родовое имение Киреевская слободка в Орловской губернии.
Знакомство великого поэта и «архивного юноши» состоялось 12 октября 1826 года в Москве, куда Пушкин приезжает после Михайловской ссылки. Петр Васильевич, как и все семейство Киреевских, принадлежал к числу близких Александру Сергеевичу людей. Они часто встречались в литературных салонах, у общих знакомых и друзей.
Надо заметить, что сближению Пушкина и Киреевского немало способствовал и С.А. Соболевский, известный эпиграммист и библиограф. Перед отъездом за границу в 1828 году он перенёс в дом А.П. Елагиной (матери П.В. Киреевского) книги Пушкина, и поэт впоследствии переезжает за ними. Тогда же он оставил у Елагиных известный портрет А.С. Пушкина, написанный в 1827 году В.А. Тропининым. Здесь с него была снята первая копия, сделанная Авдотьей Петровной; отсюда позже он был и похищен. На квартире у Елагиных выполнен силуэт Пушкина, и, как предполагают некоторые исследователи, Петром Васильевичем.
А.С. Пушкин стал едва ли не главным вдохновителем Петра Киреевского в собирании народных песен. В 1830 году, живя в Мюнхене, Петр Васильевич узнает о готовившемся в России собрании песен и поручает своему слуге Радиону записать песни, сохранившиеся в его памяти. А через год уже в подмосковном селе Ильинском Киреевский составляет обширную коллекцию фольклорных записей, высказывая готовность передать именно Пушкину их копии для публикации.
Однако, Александр Сергеевич решает по-своему. Признавая авторитет Киреевского как знатока народной поэзии, Пушкин передает ему полномочия руководителя работы над Собранием народных песен. Это произошло, предположительно, 26 августа 1833 года в московском доме Киреевских, где А.С. Пушкин, С.А. Соболевский и С.П. Швырев единодушно приняли решение передать свои записи (более 1000 текстов) и руководство подготовкой издания Петру Киреевскому.
Пушкин продолжал интересоваться Собранием и в дальнейшем узнавал, как продвигается подготовка издания, записывал новые песни, пообещал написать предисловие к будущей публикации.
В последний раз Киреевский виделся с Пушкиным будучи проездом в Петербурге в мае 1835 года. Он показывал материалы, отобранные для издания. В воспоминаниях о Пушкине, записанных Бартеневым, мы читаем: « Пушкин, с великой радостью смотрел на труды Киреевского, перебирал с ним его собрание, много читал из собранных им песен и обнаруживал самое близкое знакомство с этим предметом».
Последние упоминание имени П.В. Киреевского в связи с песнями встречается в переписке Пушкина в 1836 году и в «Путешествии из Москвы в Петербург» : «Лучше было бы, если Радищев «…» поговорил нам о наших народных легендах, которые до сих пор ещё не напечатаны и которые заключают в себя столь много истинной поэзии. Н.М. Языков и П.В Киреевский собрали их несколько etc., еtc.»
Ценным свидетельством работы Пушкина над Собранием песен является составленный им в 1836 году список статей и рецензий, которые он собирался публиковать в журнале «Современник». Статьи уже подготовленные к печати или те, для которых отобран материал, отмечены крестом. Так в списке стоит «Собрание русских песен» — без знака. До конца своих дней Александр Сергеевич не оставлял мысли подготовить статью о песнях, а может быть, публиковать и сами песни в своем журнале.
При жизни поэта Собрание народных песен не успело увидеть свет, однако пушкинские идеи были воплощены и развиты Петром Киреевским.