Фольклорист и издатель народных сказок Александр Николаевич Афанасьев писал: «Издревле поэзия признавалась за некое священнодействие; поэты были провозвестниками божественной воли, людьми вещими, одаренными высшею мудростью, чародеями и жрецами. Вдохновение ниспосылалось богами». Древние люди свято верили в чудодейственную силу слова, особенно они ценили способность избранных – поэтов слагать молитвы, гимны, обращенные к божествам. Природа поэтического дара до сих пор не раскрыта. В книге воспоминаний Афанасий Фет приоткрывает нам эту великую тайну. Образные, богатые присказками русские сказки сыграли не последнюю роль в формировании поэтического восприятия мира маленьким Афанасием. Эти сказки он с упоением слушал от горничных в девичьих комнатах. Там не только обсуждались самые свежие новости, но и звучали сказки:
«… Опять про жар-птицу и про то, как царь на походе стал пить из студеного колодца, и водяной, схватив его за бороду, стал требовать того, чего он дома не знает… Кажется, век бы сидел и слушал!
— Вишь ты, кому не спится-то! – говорила шепотом мне навстречу шаловливая Прасковья, пощипывая лен левой рукой и далеко отводя правою крутящееся веретено. Невзирая на такую ироническую встречу, я каждый раз усаживался на скамейке подле Прасковьи и натягивал через приподнятые колени рубашку, образуя как бы палатку вокруг своего тела. Затем начиналась вполголоса неотвязная просьба: «Прасковья, скажи сказочку». Когда Шехерезада молчала, моя детская рука хватала ее за подбородок, стараясь повернуть ее голову ко мне, и в десятый раз повторялось неизменное: «Прасковья, скажи сказочку!» проказница Прасковья однажды, когда я очень надоел ей, бросила в отверстие моей палатки, то есть в разверстый ворот рубахи, зажженный хлопок; не успели мы все ахнуть, как фейерверк внутри палатки потух, не причинив мне ни малейшего вреда. Но и такой рискованный урок не отбил у меня охоты к сказкам».
Через много лет Фет будет писать об особом качестве — «поэтической зоркости» необходимой настоящему художнику слова. Читая воспоминания поэта, можно с уверенностью сказать, что это качество формировалось с самых ранних лет жизни под воздействием русских народных сказок.
На фото: «Портрет поэта Фета А.А.» И.Е. Репин, 1882 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва;
«Иван-царевич на Сером Волке» В.М. Васнецов, 1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва;
«Кощей Бессмертный» В.М. Васнецов, 1926 год, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.