Автор: Старший науч. сотрудник Дома-музея Н.С. Лескова Труфанова С.И.
Повесть «Житие одной бабы» является первым крупным произведением Н.С. Лескова, посвящённым тяжёлой, безотрадной картине народной жизни.
Сам автор назвал её «опыт крестьянского романа» и опубликовал в журнале «Библиотека для чтения» в 1863 году под №7. Позднее повесть была переработана и получила название «Амур в лапоточках». Подзаголовок «Из гостомельских воспоминаний» даёт нам точный географический ориентир на родину писателя. Гостомля — это речка, которая протекала на Панином хуторе Кромского уезда, где поселилась семья Лесковых после продажи большого городского дома.
Природа среднерусской полосы, крестьянский быт и народные сказания Орловского края были теми впечатлениями, которые отразились в творчестве писателя.
В этом произведении Н.С. Лесков описывает трагедию крестьянской любви. Главная героиня, гордая и безответная Настя, «была большая песельница»: «Она очень любила, коли кто поёт песню из сердца, и сама певала песни, чуткие, больные да ноющие…»
Старший брат Насти Костик, одержимый жаждой наживы, отдаёт её замуж за немилого «гугнявого» парня Гришку в кулацкую семью прижимистых Прокудиных. Над уродством жениха смеётся вся деревня. Она хиреет, тоскует, становится помешанной и спасается только своей любовью к искусному народному песельнику, «статному и русому» Степану. Побег с ним, арест, роды Насти в остроге, смерть её младенца, порка беглянки розгами в полиции, разлука с любимым, смерть его от тифа, сумасшедший дом — вот основные этапы этого безотрадного романа, в эпилоге которого нищая «бесноватая» героиня замерзает в лесу. Так трагически завершился крестьянский роман Лескова об «Амуре в лапоточках».
Крепостная Россия, только что отошедшая в прошлое, служит объектом внимания молодого автора. Перед читателем проходят тягостные эпизоды деревенской жизни: пьянство и снохачество, грязные свадебные обычаи,
издевательства над слабыми и сиротливыми, сцены хладнокровного истязания детей. «У нас от самого Бобова до Липихина,- говорит рассказчик,- матери одна перед другой хвалились, кто своих детей хладнокровнее сечёт…а один помещик выдумал ещё такую моду, чтобы сечь детей в кульке. Это так он делал с своими детьми; поднимет ребёнку рубашечку на голову, а сам сечёт, не державши, вдогонку. Это многим нравилось, и многие до сих пор так секут своих детей…»
Своим произведением Н.С. Лесков показал, какие утраты понесла национальная жизнь при крепостном праве. Он раскрыл высокую артистическую красоту, рождающуюся в недрах народа вопреки социальному неравноправию.