Боровиковский Владимир Лукич – художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился 24 июля [4 августа] 1757 году, в Миргороде, в семье днепровского казака украинского происхождения Луки Ивановича Боровика (1720—1775 гг.). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В.Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.
С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов. Писал левой рукой. [1].
В путешествии Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1878 году, путь её лежал через Миргород (Полтавской губернии), где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приёма государыни. В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – Петра I, как пахаря и Екатерину II, как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в академию художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист И.Б. Лампи.
Боровиковский стал учиться у Лампи, пользовался советами Д.Г. Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через много лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии. Он написал множество портретов, из которых весьма замечателен портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина. Известны также его портреты Державина, митрополита Михаила,
кн. Куракина, кн. Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Муртазы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербург [2].
Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А.А. Менеласа, В.В. Капниста, Н.И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.
Творчество В.Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.
В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову [1].
К сожалению, Боровиковский не оставили описания своих технических приёмов живописи.
Он не был женат; детей не имел.
Умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века, в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.
Своё имущество он завещал раздать нуждающимся [1].
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Боровиковский,_Владимир_Лукич
[2] Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь/ Под. ред. И.Е.Андреевского. Т.7.Битбург-Босха.- СПб: Семёновская Типо-Литография, 1891.- С.428.
Демонстративный ряд представлен почтовыми открытками, которые хранятся в нашей фондовой коллекции.