Через них проявляется эпоха: четыре исторические характеристики.
- Тимур.
Не ради славы путь кровавый
Прошел и не вернусь назад.
Народ избавить от оков,
И мелких войн задуть пожары.
Мне покорится много стран,
Ведь я железный, Тамерлан.
И от восхода до заката
Нет на пути моем преград.
Моя империя богата.
Жемчужина в ней – Самарканд.
В 1851 году состоялась публичная лекция Т.Н. Грановского при Московском университете. Через характеристику четырех героев, тех, кого историк назвал «великими людьми», он показал исторические события, воплощением которых явились эти личности.
Первый исторический портрет принадлежит Тамерлану или, как называет его в своих трудах Т.Н. Грановский, Тимуру – великому полководцу Средневековья, завоевателю Золотой Орды, основателю крупной и могущественной империи Туркинидов. По мнению Тимофея Николаевича, Тимур личность великая, но быстродействующая. Учёный в своей лекции не вдаётся в «биографические подробности о Тимуре» и делает акцент «на характеристические черты, которые познакомят с образом войны и личностью» завоевателя.
«Тимур выступил на театр всемирно-исторической деятельности в летах зрелого мужества…» и в 35-летнем возрасте владел землями от Каспия до Манчжурии, в которые входили территории современного Ирана, Ирака, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Пакистана, Афганистана, Непала, Индии, Сирии и Турции. В 1395 году и наша страна висела на волоске от угрозы завоевания, но дойдя до Ельца и простояв там две недели, полководец неожиданно развернулся и вернулся в свою столицу Самарканд. Подобный его поступок до сих пор вызывает разные мнения у историков. Тимофей Грановский не даёт по этому поводу никакого объяснения, но упоминает икону Владимирской Божьей Матери, которую привезли в Москву 26 августа 1395 года для защиты от завоевателя.
Владимирская икона Божией Матери самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви. На Русь икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Во время нашествия Тимура чтимая икона была перенесена в Москву. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тимура без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы. «С тех пор Тимур не касался больше пределов России, театром его военных действий стала исключительно Азия» — отмечает историк.
Грановский, признавая Тимура как великого завоевателя и полководца, подчёркивает его личные качества. Он был дальновидным лидером, талантливым военачальником. Не принимал эмоциональных решений, действуя по логике и расчёту. Однако, оценивая завоевательную мощь Тамерлана, историк подчёркивает, что его могущество было основано только на силе. Он не преследовал политических целей, у него была жажда деятельности, которая не имела чёткой идеологии, а строилась только на захватнических началах. «Разорив богатую страну, срыв до основания города, потоптав копытами коней своих ее жатвы, настроив пирамид из отрубленных голов, он шёл далее, не заботясь о прочном утверждении своей власти…» Поэтому могущество его имело временный характер. Когда Тимур предпринимал новый поход, он говорил о своих врагах: «Я повею на них ветром разрушения». Ветер разрушения повеял на его собственное дело и его род, и вскоре после смерти Тимура империя, созданная им, распалась.