Цикл «Через них проявляется эпоха. Аббат Сугерий»

Цикл «Через них проявляется эпоха. Аббат Сугерий»

Цикл «Через них проявляется эпоха. Аббат Сугерий».

Мы рассмотрели четыре ярких образа – Тамерлана, Александра Македонского, Людовика Святого и Фрэнсиса Бэкона. Через характеристику этих героев, которых сам Грановский называл великими людьми, учёный попытался показать различные стороны исторического процесса, воплощением которых они являлись. Тимофей Николаевич представил московской общественности их исторические портреты на третьем публичном чтении, состоявшемся в начале 1850-х годов. Но самым первым образом, личностью, которой историк уделил отдельное внимание и, которая стала предметом его специального исследования, оказался средневековый деятель, советник французских королей, аббат Сугерий.

19 декабря 1849 года Грановский защитил докторскую диссертацию о жизни и деятельности этого человека: «Аббат Сугерий. Об общинах во Франции». Это событие повлекло за собой присвоение Грановскому степени доктора, а впоследствии утверждение его в звании ординарного профессора. Российский литератор и цензор XIX века Алексей Иванович Рыжов, оценивая этот труд, отметил: «Лучшим венцом письменных трудов Грановского может служить рассуждение его об аббате Сугерий. Это живая летопись того времени, двигателем которого был знаменитый аббат».

В декабре 1956 года в фонды музея И.С. Тургенева среди прочих музейных предметов поступила в дар от научного сотрудника Исторического Московского музея Марии Юрьевны Барановской докторская диссертация Т.Н. Грановского «Аббат Сугерий». Советник французских королей, «создатель» готического стиля, он не был столь великой личностью, которую можно было бы отнести к двигателям мирового прогресса. Так отмечал в своём исследовании сам Грановский: «аббата Сугерия, конечно, нельзя поставить наряду с великими двигателями всемирной Истории. Он принадлежит одному народу, одному веку». Этому суждению Грановского, которое относится ещё к середине XIX в., почти 200 лет. И сегодня личность аббата, масштаб его деятельности оцениваются как довольно значительные. Без деятельности Сугерия никогда не сложилось бы Французское королевство от Ла-Манша до Средиземного моря. Да и сам Грановский всё-таки понимал величину личности Сугерия и не случайно сделал его объектом своего исследования.

Попытки историков воссоздать образ Сугерия, базируются на двух типах источников, сохранившихся с XII века – вербальных и материальных. И здесь, в первую очередь, изучаются литературные произведения самого Сугерия и остатки его аббатской церкви. В зависимости от того, как понимается личность Сугерия, отдаётся предпочтение тем или иным видам источников. Особое место в этом вопросе занимает исследование и перевод литературного наследия Сугерия, поскольку именно в его текстах ищут аргументы для подтверждения гипотез, связанных с интерпретацией его личности, взглядов и деятельности. Следует отметить, что в западной историографии работы, которые касаются личности и биографии аббата Сугерия, составляют самостоятельную область исследования. И здесь первое место отводится историографическим очеркам и отчётам самого Сугерия, в которых он освятил свою строительную и хозяйственную деятельность. Далее по значимости идёт его современник и биограф – монах монастыря Сен-Дени Гийом, написавший жизнеописание Сугерия «Sugerii Vita». Следующая попытка жизнеописания аббата датируется XVIII столетием и принадлежит перу аббата Д. Жервэза «История Сугерия, аббата Сен-Дени, министра государства и регента королевства при царствовании Людовика Младшего». И в последующие столетия появлялись исследования, посвящённые тем или иным аспектам деятельности этой личности. В порядке перечисления можно назвать О. Картельери, Э. Панофский, М. Обер, Ж.Ф. Бентон, М. Бюр и Л. Грант. Две последние представляют собой исторические монографии, причём относительно современные, датируясь самым концом 90-х годов XX столетия. В целом, традиция изучения биографии Сугерия западными историками насчитывает более трёхсот столетий и представлена значительным количеством работ.  В то время как  отечественная историография по этой теме весьма скупа. Одной из последних работ можно выделить учебное пособие А.М. Шишкова «Средневековая интеллектуальная культура», в котором Сугерию и его деятельности отведено лишь шесть страниц. Работу А.М. Малинина 1941 года. Малинин, публикуя перевод первой части из сочинений Сугерия «Книги о делах управления…», предварил его кратким описанием жизни аббата. Можно заключить, что обе работы имеют статейный характер. И, по сути, единственным значительным историческим исследованием в этой области, является исследование нашего земляка.

Будущий аббат Сен-Дени и регент Франции появился на свет около 1081 года, близ местечка С-те-Омера, в землях к северо-востоку от Парижа. Его отцом был человек бедный, низкого происхождения, по имени Гелинанд. О матери Грановский ничего не упоминает. А из других источников мы узнаём, что Сугерий её «никогда не знал». Ещё на первых годах жизни ребёнка, Гелинанд слагает с себя обязанности по воспитанию и передаёт сына, посредством особенного обряда, на поруки монастырю Св. Дионисия. Это был знаменитый, могущественный и богатый монастырь, содержащий на доходы со своих земель «до ста тысяч человек в год, и сам Король находился в числе его ленников».

По словам одного из биографов, наружность ребёнка не предвещала ничего особенного. Это был обычный маленький мальчик худенького телосложения, но в это тело «природа вложила великую, твёрдую и прекрасную душу». В монастыре сумели вовремя заметить способности мальчика и дать им развиться. Своё первоначальное образование Сугерий получил в школе Эстре, которая принимала в свои стены не только мальчиков из монастыря, но и других детей, не имеющих никакого отношения к церкви. Именно в Эстре юный Сугерий стал сотоварищем будущего короля Франции, принца Людовика VI. «Сугерий был немного моложе, но зрелее умом, вообще даровитее и образованнее своего друга». И именно Сугерий стал наставником наследника Французского престола и три года занимался науками с Людовиком.

При дворе Сугерий появился не раннее 1103 года и практически сразу же обрёл «положение и влияние, не соответствующие его летами и происхождению», которые ещё больше упрочились после воцарения Людовика VI (Толстого) в 1108 году. Будучи близким к королевскому двору, Сугерий находился в курсе интриг между наследниками престола. Позже принимал активное участие в одном из самых трудных военных предприятий Людовика Толстого – осада замка Пюизе. Находясь  в должности превота* Турийского, он активно  участвовал в церковной политике, выполняя ряд официальных поручений по отношению к папе, ведя переговоры французского короля с Папским двором под девизом «ради некоторых дел королевства». Ну а став аббатом Сен-Дени, Сугерий  принимал активное участие во всех значительных событиях не только своей родины, но и Западной Европы.

Конечно же, после избрания аббатом, основной заботой Сугерия стали дела Сен-Дени: восстановление утраченных или узурпированных прав аббатства, возвращение утерянных и расхищенных владений, приобретение новых, урегулирование имущественных и юридических споров, увеличение доходности владений, основание так называемых «новых деревень» на незаселённых землях, начало строительных работ по реконструкции самого аббатства. Занимаясь делами аббатства, Сугерий не пренебрегал и жизнью королевства, по-прежнему участвуя в государственных делах. Монастырь Св. Дионисия стал центром политической деятельности тогдашней Франции. Здесь обсуждались и решались все важные предприятия, сюда сходились все нити управления.

Новый виток политической активности для Сугерия начался при Людовике VII, который взошёл на престол после смерти Людовика Толстого. Как пишет Грановский, Сугерий  «просвещал его неопытность, умерял порывы его молодости [Людовику было всего 16 лет]…». Аббат стал ближайшим советником молодого короля, сопровождал его в путешествие в Бургундию, чтобы Людовик принял клятву верности от местных вассалов, а также содействовал своей «благоприятной снисходительностью» подавлению мятежа в Пуатье. Но вскоре Людовик VII, тяготившийся присутствием престарелого отцовского советника,  заявил о своей независимости от него, и влияние Сугерия начало уменьшаться.

Освободившись от государственных дел, Сугерий посвятил себя перестройке церкви посвящённой Св. Дионисию. Старая церковь, основанная ещё в VII в., была уже мала и ветха. Людовик, заложив первый камень, дал начало строительству, которое продолжалось четыре года под рачительным руководством аббата Сугерия. В строительстве участвовали художники и ремесленники, приглашённые с разных концов Франции. Материалы по ценности превосходили достоинство отделки. 11 июня 1144 года прошло освящение нового храма Св. Дионисия. Своим величием и красотой он потрясал современников. Стены храма стали более лёгкими и ажурными, их прорезали огромные окна-витражи, в которых были воплощены духовные сюжеты – жизнеописания святых Марии и Христа, их родословные и первый крестовый поход.  Храм венчал крестовый нервюрный свод стрельчатой формы и огромной высоты. В украшении интерьера Сугерий использовал множество драгоценных камней: рубинов, сапфиров, топазов, гиацинтов. Они украшали алтарь святых Мучеников – Дионисия, Рустика и Элевтера. Для украшения алтаря Сугерий вынуждал своих знатных гостей отдать камни из своих перстней и сам же первый показал пример лично.

Церковь, выстроенная Сугерием, была предметом всеобщего удивления на протяжении всего XII столетия. Последователями Сугерия позже были произведены значительные переделки, которые изменили  её облик. Но сам Сугерий составил описание воздвигнутого им храма, где в первой части подробно изложил свою деятельность в пользу обители, а во второй — описал новопостроенную церковь. Этот статистический памятник показывает, насколько Сугерий был рачительным хозяином. 

Для Сугерия аббатство Сен-Дени означало Францию.  Он никогда не занимал при дворе никакой официальной должности, находясь в тени королей, он лишь время от времени выступал в роли миротворца. Загадка могущества его личности, как отмечал Грановский, была в том, что «Он принадлежал к числу редких людей, которые знают хорошо, чего хотят, которые дали себе полный отчёт в своих целях и намерениях». Сугерий имел своё понимание блага королевства, и основывалось оно на трёх столпах: правосудие, мир, порядок. Церковь была для него матерью, но без правосудия, мира и порядка соблюсти её интересы не было возможным. Таким образом, королевская власть должна стать защитницей церкви.

Но и сам Сугерий был пламенным патриотом, честолюбцем, который жил и действовал интересами своей страны. Его душа «согретая, неведомым его современникам, гражданским чувством, неотступной мыслью о благе Франции» была предана Франции и двум королям, «которым он служил».

Сугерий прожил долгую жизнь и ушёл из жизни смертью хорошего человека на 71 году. «Он не трепетал перед приближением конца, потому что ещё до кончины успел завершить все свои жизненные начинания; ему было не страшно умирать, потому что он полностью насладился жизнью. Он ушёл охотно, потому,  что он знал, что ещё лучшее ожидает его после смерти, и считал, что хороший человек должен уходить из жизни так. Чтобы ему не казалось, что его хотят поскорее спровадить».

Похоронен он был с большой торжественностью в цистерцианском монастыре Барбо. Современники аббата составили в его честь эпитафию:

Упал Церкви цветок, гемма, корона, колонна,

Знамя, щит, шлем, свет, вершина, —

Аббат Сугерий, образец доблести и справедливости,

В благочестии суровый,  в суровости благочестивый,

Великодушный, мудрый красноречивый, щедрый, почтенный;

Проницательный в приговоре телу, совестью – к себе.

Король через него осмотрительно правил кормилом королевства;

   Он, управляя королем, как будто королем королей был.

Грановский, в заключение своего исследования, написал, что гений Сугерия вырос из понимания им его собственного окружения и времени. И именно эта ясность ума и эмоционального восприятия, сочетающаяся с «высоким нравственным убеждением», соединила в личности аббата рачительного хозяина, не только сохранившего, но и приумножившего богатства аббатства Сен-Дени, укрепившего позиции Церкви в государстве, заложившего основы готического стиля, и пламенного патриота, заложившего «первый камень нового государственного порядка» и посвятившего жизнь служению королевской Франции.

 

* Превот – название должности во Франции эпохи Средневековья и раннего Нового времени, связанной с осуществлением административно-судебных полномочий от имени короля. 

1 Комментарий

  1. Ваш веб-сайт помогает собрать к вечеру всю нашу семью совместно. В то время я постоянно вспоминаю о Вас с благодарностью

Comments are closed.