В 1908 году в интервью «Петербургской газете» Леонид Андреев сказал: «Учителем своим признаю Толстого. Толстой прошел надо мной и остался во мне. Выше Толстого я никого не знаю, каждое его произведение считаю образцом искусства и мерилом художественности».
Весной 1910 года состоялась первая и единственная встреча писателей. Толстой познакомил гостя со своей семьей, близкими людьми, совершил с ним прогулку по усадьбе. В. Ф. Булгаков записал в своем дневнике, что Андреев произвел на Толстого хорошее впечатление.
Леонид Николаевич написал несколько портретов великого писателя, Один из них, на данный момент экспонируется в Доме Леонида Андреева.
В 1912 году Андреев написал еще один портрет Толстого — на смертном одре. Несмотря на то, что эта картина была воспроизведена по снимку, автору удалось сообщить пронизывающим, видящим насквозь глазам умирающего необыкновенную силу. Висел этот портрет в самом темном углу кабинета писателя. Вот как его описывала Вера Андреева: «Страшно исхудавший, со всклокоченной седой бородой, он (Толстой) лежит в ночной рубашке на кровати и смотрит прямо на дверь, через которую входишь в кабинет».
Этот портрет Л. Н. Толстого и портрет крестьянина-финна (прототипа Янсона из «Рассказа о семи повешенных»), выполненный в своеобразной технике и свидетельствующий о том, что Андреев и в живописи был не чужд влияниям нового направления, экспонировались в 1913 году в Петербурге на «Выставке независимых художников».
Предлагаем вашему вниманию работы Леонида Андреева: портреты Льва Толстого и крестьянина-финна. Представленные фотографии первоначально были напечатаны в журнале «Солнце России» (1912, №1 и 1913, №13), позже в «Литературном наследстве» (тт. 1 и 72). Поясной портрет Толстого представлен в экспозиции Дома Леонида Андреева.