Впервые – В Литературно-художественном альманахе издательства «Шиповник», кн. 25. Пг., 1916. При жизни Леонида Андреева не перепечатывалась.
Писатель принял начавшуюся мировую войну с надеждой на то, что она приведет к национальному возрождению и революции. 24 сентября 1916 года Андреев пишет И. Шмелеву: «Для меня смысл настоящей войны велик и значителен свыше всякой меры: это борьба демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителями каковой является Германия… Разгром Германии будет разгромом европейской реакции и началом целого цикла европейских революций».
«Иго войны» – это повесть о маленьком человеке, который, пройдя через разнообразные испытания в ходе войны, смог подняться над своим вчерашним обывательским сознанием, возвысить свою душу и «напоить ее крестными страданиями». Андреев постарался представить в своей повести войну в ее подлинном трагическом виде. Автор «Красного смеха» и на этот раз изобразил войну как «безумие и ужас». Он развернул потрясающие картины всечеловеческого бедствия, чудовищного озверения, братоубийственной бойни. И только одним отличается эта повесть от «Красного смеха»: указанием на возможность исхода, призывом к будущему.
Страшные картины войны, отсутствие барабанной патетики привели к тому, что военная цензура запретила повесть для печати, и только после немалых хлопот удалось добиться ее публикации в альманахе, без последующей перепечатки. Как писал Андреев в письме к находящемуся на фронте брату А.Н. Андрееву, с «Игом войны» «вышла история: сперва военная цензура совсем его зарезала, но после хлопот у важных генералов пропустила без единой помарки, “в уважение” к моему имени и с условием: не дозволять перепечаток».
Критика отнеслась к новому произведению Андреева резко отрицательно. Уже самый замысел повести – показать, как «эгоист, трус и пошляк постепенно, под влиянием испытаний войны, превращается в гражданина, героя» — у многих вызвал раздражение. И только Д.В. Философов оценил повесть Андреева как «интересную попытку изобразить психологию среднего культурного обывателя, застигнутого войной врасплох…».