Отрывок (II действие) пьесы был напечатан в журнале «Маски» (1913/1914, №1, «Не убий»). Впервые полностью опубликована в Литературно-художественном альманахе издательства «Шиповник» (кн. 22, СПб., 1913) под названием «Каинова печать (Не убий)». Одновременно вышла в Берлине в издательстве Ладыжникова, а также отдельным изданием журнала «Театр и искусство».
Пьесу Леонид Андреев написал довольно быстро. В письме Немировичу-Данченко от 17 августа 1913 г. он говорит о своих планах засесть за драму в ближайшие дни, а 9 сентября уже высылает готовую пьесу адресату. В письме Андреев пытается объяснить своеобразие своей новой пьесы: «Оставаясь противником чистого реализма, я сгустил краски, некоторые положения и характеры довел до крайности, почти до шаржа или карикатуры…».
Указывая на источники драмы, писатель упоминал в интервью газете «Биржевые ведомости» о том, что в основу ее сюжета лег один из многочисленных судебных процессов, свидетелем которых он был, когда работал в молодости судебным репортером.
Главным действующим лицом в пьесе является заброшенный, одинокий старик Кулабухов, имеющий большие деньги, за которые его и убивают. Автор так характеризует своего героя: «Его самого как бы очаровывает та злая сила, что есть в больших, плохо лежащих деньгах, увлекает та странная игра, при которой он и его деньги являются целью преступных вожделений. Он и трусит отчаянно, до дрожи в коленах, до смертельного холода в сердце – он же и сам лезет в драку, настойчиво и долго раздражает, пытает».
Надо отметить, что фамилия Кулабухов часто встречается в произведениях орловских писателей. В рассказе Н.С. Лескова «Грабеж» крестный главного героя Миши из уважаемого в городе семейства купцов Кулабуховых. Возможно, что и Андреев не случайно дал своему герою эту фамилию. На Пушкарных улицах располагалось несколько усадебных мест, принадлежавших этим купцам.
Сценическая судьба пьесы оказалась довольно непростой. МХТ дал официальный отказ на ее постановку и Андреев передал пьесу московскому театру К.Н. Незлобина. В Петербурге Андреев предназначал пьесу для постановки Александринскому театру. Предлагая роль Василисы Петровны актрисе театра М.Г. Савиной, автор уверял ее, что пьеса «написана в реальных тонах, близких к Островскому». Однако после прочтения «Не убий» Савина отказалась играть в ней, и пьеса была снята с репертуара. В прессе появились заметки, что якобы истинной причиной снятия пьесы дирекцией казенных театров в Петербурге было то, что фигура Феофана будто бы напоминает Григория Распутина.
В сезон 1913/1914 г. пьеса шла также в ряде провинциальных театров (в Одессе, Баку, Воронеже, Нижнем Новгороде и др.). В 1914 г. «Не убий» собирался ставить в берлинском «Немецком театре» М. Рейнгардт, однако по ряду причин ее постановка осуществилась лишь в 1924 году. В 1916-м был снят фильм «Не убий» (сценарий Л. Андреева и В.К. Висковского).