Впервые отдельным изданием пьеса вышла в марте 1911 г. с рисунками Б. Анисфельда (СПб., Прометей, б.г.). Одновременно издательством И.П. Ладыжникова она была издана в Берлине.
Наброски к «Океану», по воспоминаниям Горького, были сделаны Андреевым еще в декабре 1906 – весной 1907 г. на Капри.
25 сентября 1910 года на благотворительном вечере в издательстве «Шиповник», где присутствовали С.А. Венгеров, И.Е. Репин, И.А. Бунин, А.М. Ремизов и др., «Океан» был прочитан актером Александринского театра Н.Н. Ходотовым. После чтения выступил Л. Андреев, попытавшийся уточнить свое понимание пьесы: «То, что я хотел вложить в эту пьесу, ясно из тех лирических ремарок, о которых здесь говорилось мимоходом. Океан и берег, человек и стихия. Там вечная правда, правда неба и звезд, правда Океана, стихии, а на берегу человек с его маленькой правдой, с его жалостью, нравственностью, законами, и вечная борьба <…> Когда-нибудь человек победит космос, может быть, он сдвинет звезды с их мест, но пока, какие страшные сны снятся на этой земле».
Пьеса вызвала противоречивые критические толки. Одни рецензенты писали о том, что «…художественные достоинства ее громадны. Широкими, уверенными и мудро-экономичными штрихами набросаны характеры действующих лиц. Несмотря на отрешенность действия от времени и пространства, все герои драмы говорят вполне индивидуальным языком…».
Рецензент Л. Козловский вплотную подошел к пониманию «Океана» как романтической «пьесы для чтения», особенно отмечая в нем необычайно разросшиеся «ремарки» — «описательные страницы»: «Страницы эти посвящены Океану, и от них веет поэзией и правдой, которых нет в самой трагедии Л. Андреева, произведении надуманном, холодном, не заражающем читателя настроением, которым заражал Андреев в своих прежних произведениях».