Впервые – в Литературно-художественном альманахе издательства «Шиповник», кн. 5 (Спб., 1907). С посвящением Л.Н. Толстому в 1909 году рассказ вошел в шестой том Собрания сочинений Л. Андреева, выпускавшегося издательством «Шиповник», и тогда же выпущен отдельным изданием И.П. Ладыжниковым в Берлине.
«Рассказ о семи повешенных» явился откликом писателя на массовые смертные казни периода столыпинской реакции. Отвечая Горькому, отношения с которым в эту пору предельно обострились, на упрек в том, что в погоне за славой и деньгами он якобы пишет дурные вещи, Андреев писал 28 марта 1912 года: «”Семь повешенных” – правда, этот рассказ имел успех, но если здесь я был лакеем, то я прислуживал за одним столом с Толстым, который в ту же пору писал свое “Не могу молчать”».
Знаменитая статья Л.Н. Толстого была начата через неделю после опубликования «Рассказа о семи повешенных». И, можно полагать, что андреевский рассказ явился своего рода одним из невольных импульсов для написания Толстым статьи против смертных казней, бывших самым болезненным вопросом дня. Но самому Толстому «Рассказ…» показался психологически неубедительным, ему была чужда и непонятна андреевская стилевая манера.
Андреев создавал рассказ с огромным чувством боли и в состоянии крайнего нервного напряжения. «… Я только что отошел от новой работы, которая меня измучила, — передавал в печати слова Андреева Измайлов. – Я написал новый рассказ с простым названием – “Рассказ о семи повешенных”. <…>. Я вдумываюсь в психологию семерых, обреченных на смертную казнь, из тех, о которых мы каждый день утром читаем в газетах <…>. Может быть, вы не поверите и вам покажется рисовкой, но постоянной думой об этом, постоянным постановлением себя на место приговоренных я создал себе адское настроение, которое сгустилось в последние дни до крайней точки. <…> Не дальше как несколько дней назад я понял, в чем секрет. Я просто так фиксировал свою мысль на психологии моих несчастных семерых, что и сам невольно разделял их предсмертную тоску».
«Рассказ о семи повешенных» получил огромный общественный резонанс. Многочисленные рецензенты называли Андреева «великим художником», а его рассказ «шедевром».