Впервые — в альманахе «Шиповник», кн. 16. СПб., 1911. Альманах поступил в продажу 6 декабря 1911 года. Для закрепления авторских прав Андреева за границей роман «Сашка Жегулев», без указания года, выпущен тогда же в Германии отдельной книгой издательством Verlagshaus Bong & Cо на русском языке.
Подробный рассказ о замысле «Сашки Жегулева» мы находим у М.Б. Городецкого, опубликовавшего свою беседу с Андреевым. «Первый роман… — говорит Л.Н. – я весь целиком ушел в работу, почти не сплю… Пишу с величайшим интересом. <…> Что касается содержания, то его можно определить одним словом: “Россия”. Мне уже давно хотелось написать о России… Я знал один из любопытнейших моментов русской истории: эпоху развала революции. Это была полоса, когда, с одной стороны, пробуждалась “черноземная Россия”, шевельнулся народ, а с другой стороны – интеллигенция пребывала уже в полной деморализации. Расцвели всевозможные “лиги любви”, бурной волной пронеслись экспроприации. И тут и там деятельное участие принимали подростки, гимназисты, которые бросали школу и шли в лес, чтобы организовать шайки экспроприаторов. Один их таких гимназистов даже прошумел на всю Россию. Имя его, если помните, — Савицкий. Одно время он был грозой для нескольких южных губерний. Вот этого Савицкого я и взял героем для своего романа. Говорю, “героем” в кавычках. Он в центре романа, но по соображениям чисто технического характера. В Савицком, который у меня назван Сашкой Жегулевым, только отражается вся русская действительность, — и город, и деревня. Сашка Жегулев, впрочем, псевдоним, который он взял в качестве атамана шайки. Настоящее имя его, по роману, — Саша Погодин. Пока Саша Погодин живет в своей семье, учится в гимназии, — роман дает картину “городской” жизни, жизни культурных слоев русского общества. Во второй части романа <…> Он бросает город, гимназию, уходит в лес, поля, луга… Здесь он приходит в общение с “черноземной Россией”, с народом! В общем, получается синтез всей России. Это – главная тема моего романа <…>. В том же интервью Андреев сказал: “… Русская литература искони разрабатывает лишь одну коренную тему. Эта тема – проблема совести”».