Впервые — Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник», кн. 24. Пг., 1916. Отдельной книгой в том же году пьеса вышла в издательстве журнала «Театр и искусство». В 1919г. выпущена издательством И.П. Ладыжникова в Берлине.
В письме к С.С. Голоушеву от 10 сентября 1915 г. Андреев пишет: «С 17-18 августа я среди болей и прочего сел за работу» — и называет в числе других произведений, законченных за это время, и «Тот, кто получает пощечины» — «большую 4-актную пьесу для Драматического театра. Будет здорово играться и смотреться!»
Постановке своей новой драмы в Московском драматическом театре (сад «Эрмитаж») Андреев придавал большое значение: осенью 1915 г. он специально приезжал в Москву, чтобы присутствовать на репетициях, а еще ранее писал ряд писем к некоторым актерам этого театра, в которых дал подробные пояснения к пьесе.
Особое внимание в своих комментариях он уделяет характеру Консуэллы. В письме к актрисе Е.А. Полевицкой от 28 сентября 1915 г. он подчеркивает, что в раскрытии его «одна из важнейших задач артистки и режиссера: показать богиню под мишурой наездницы и акробатки».
Пьеса была поставлена в Московском драматическом театре 27 октября 1915 г. режиссером И.Ф. Шмидтом, а в Петрограде 27 ноября 1915 г. состоялась премьера «Тота» в Александринском театре (постановка В.Н. Петрова).
Обе постановки, и московская, и петроградская, имели, согласно театральной хронике и воспоминаниям современников, большой успех у зрителя. Однако критика выступила преимущественно с отрицательными оценками пьесы. Как обычно, в отзывах превратно истолковывалась природа условности андреевского театра, драматурга обвиняли в «ходульности» и «оригинальничании», хотя почти все рецензенты отмечали замечательную игру И.Н. Певцова – исполнителя Тота в Драматическом театре. А.Р. Кугель, обычно благожелательно оценивающий новинки Андреева-драматурга, на этот раз холодно отозвался о пьесе, попрекая автора отсутствием ясно выраженной мысли, которую здесь подменяет множество противоречащих друг другу «идей» в кавычках, и злоупотреблением внешними сценическими эффектами.
С. Голоушев дает пьесе высокую оценку и говорит о Тоте как о роле, требующей для своего исполнения трагического актера шаляпинского масштаба. В своей статье он указывает на сущностный конфликт, лежащий в основе этой драмы – «маскарада, где маска каждого срослась с кожей»: «Тот – это снова Человек с большой буквы, и снова рядом с ним – господин, человек маленького «ч». Снова столкновение личности и толпы, величия духа и пошлости. Побеждена личность. У нее отнято все, чем она жила».