«Открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви!» («Праздничный хорал» в честь Полины Виардо)
«Стой! Какою я теперь тебя вижу — останься навсегда в моей памяти!…Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!». Это отрывки из поздней книги нашего великого земляка, названной «Senilia», или в переводе с латыни «Старческие сны». Но чувствуете ли вы здесь безысходность, безнадёжность, усталость от жизни?! Нет, с вами говорит воодушевленный юноша, открытый радостям бытия, встрече с красотой! Если даже кто-то и не слышал никогда этих строк из стихотворения в прозе И.С.Тургенева, то, я уверена, прочитав их сейчас, сразу почувствовал, во-первых, глубочайшее благоговение поэта, а во-вторых, явную неординарность (да что там!) гениальность адресата. Действительно, они посвящены уникальной женщине, к которой наш земляк с момента первой встречи испытывал самые трепетные чувства, — Полине Виардо. И именно эти слова стали своего рода камертоном праздничного действа, посвящённого Дню рождения выдающейся певицы, композитора, педагога, которое традиционно состоялось 18 июля в музее И.С.Тургенева, и, как всегда, зал был полон, несмотря на аномальную жару.
Глубоко символично, что своеобразной прелюдией торжества послужило беззаботное пение птиц, ведь искусство как бы расширяет и укрупняет то природное великолепие, которое, возможно, не всякий может уловить в окружающем нас мире. И потом, чарующие таланты исполнителей тоже как бы сродни дару всех божьих созданий, которым словно предначертано украшать и просветлять жизнь по мере своих сил. Не случайно и сама литературно-музыкальная композиция (уже можно сбиться со счёта какая у старшего научного сотрудника Людмилы Балыковой!) получила название «Праздничный хорал». В монологических высказываниях, объединяясь в дуэты и трио, ведущие (Светлана Жидкова, Антон Бушунов, Наталья Смоголь) воспроизводили страницы биографии великих людей, прозаические и поэтические тексты, объединённые вечной темой «Человек и Музыка».
Если подумать, то чувство Тургенева к Виардо было подготовлено всем ходом его воспитания, а шире, самой культурой тех десятилетий. Попытки Варвары Петровны приучить сына к скрипке (правда, неудачные!), крепостной оркестр в Спасском, неизменное песенное сопровождение трудовых будней и крестьянских праздников — всё это стало фоном жизни будущего писателя. А постоянное присутствие музыки на страницах его произведений только подчёркивает этот интерес, увенчанный в реальности сорокалетней дружбой двух выдающихся культуртрегеров своей эпохи.
Жанровое определение торжества раскрылось довольно показательно ещё в нескольких аспектах: музыкальная часть была представлена не только редкими аудио- и видеозаписями (например, хором эльфов из «Последнего колдуна» в постановке труппы из Aix-en-Provance), но и самыми разнообразными номерами в исполнении замечательных профессионалов. Это и академический хор Орловского областного центра народного творчества под управлением заслуженного работника РФ Раисы Анохиной, и его солистка Юлия Захарова, исполнившая романс из репертуара Виардо на стихи Тургенева, и лауреат всероссийских конкурсов, исполнитель романсов Рахим Рахманов. Зрители услышали «Хор цыган» из оперы Верди «Травиата», «Ваньку-Таньку» Даргомыжского, «Попутную песню» Глинки, «Колыбельную» на стихи Лермонтова, хор из оперы Бородина «Князь Игорь», романс Чайковского «Нам звёзды кроткие сияли». Подборка эта далеко не случайна. Тургенев стал для Виардо не только преданным поклонником и верным другом, но и своеобразным гидом, познакомившим её как с московскими и столичными достопримечательностями, так и с особенностями русского языка, что и способствовало появлению в репертуаре европейской дивы многочисленных русских народных песен и авторских романсов.
Меня как участника мероприятия поразили (и это происходит не впервые!) два факта. Работоспособность, целеустремлённость творческих людей вполне можно объяснить карьерными интересами в самом хорошем смысле этого слова. Одарённым исполнителям приходится учитывать и жёсткую конкуренцию в элитных сферах искусства. Но вот мы узнаём, что Виардо участвует в благотворительных концертах для детей-сирот, поддерживает абсолютно не понятого соотечественниками Даргомыжского, с блеском исполняя в Москве его романсы; решительно вводит в моду простонародную оперу Глинки «Жизнь за царя», поначалу внушавшую скепсис и недоверие; включает в свои программы произведения наших композиторов, популяризуя русское искусство в мире. Что движет этой женщиной? Почему до самого жизненного финала она даёт уроки, и не только музыки, но мудрости, щедрости, искренней заинтересованности в людях и событиях? Уникальность нашего национального характера, явленного и в творческих прорывах? Возможно. Но скорее всего осознание своей культурной миссии, пожизненная реализация самой простой, но редко в наше время апробируемой философской аксиомы: получаешь, только отдавая, время, силы, способности, средства.
И второй момент, который не даёт мне покоя. Почему наша первая реакция на всё новое, оригинальное, творчески неожиданное и свежее — это неприятие, холодное равнодушие, и даже не самоустранение, а обязательное охаивание? Но! Лишь до тех пор, пока не пройдёт обряд европейского благословения, пусть и самого компетентного, но ведь совсем необязательного, когда речь идёт о бесспорном культурном факте. Мы «ленивы и нелюбопытны», а может, зависимы и несамостоятельны? А может..? Да, ответов всегда меньше, чем вопросов, да и их нелегко сформулировать (или же легче от них не становится!).
По счастью, есть одна сила, если не снимающая всех человеческих противоречий, то, по крайней мере, их нейтрализующая. Это, конечно, природа. Ведь солнце, как известно даже из шлягеров, светит всем одинаково, цветы не проводят дифференциацию по имущественному цензу, а облака привычно бегут «степью лазурною цепью жемчужною». Вот и участники «Праздничного хорала» после литературно-музыкальной части перешли в Маменькин садик, более десяти лет назад разбитый в музейном дворе научными сотрудниками во главе с удивительным энтузиастом Верой Макешиной в память об увлечении Варвары Петровны садово-парковым искусством и как живая иллюстрация ко многим флористическим отрывкам из произведений Тургенева. Там зрители в окружении благоухающих роз и флоксов, пройдя по дорожкам из красного кирпича, полюбовались кудрявой красавицей ивой Полина, посаженной в 2010 году к столетию со дня кончины великой европейской певицы (очевидно, это беспрецедентный в мировой культурной практике случай создания живого памятника, свидетельствующий о почитании, не знающим национальных границ, особенно показательный на фоне современной междоусобицы между братскими народами).
В любом случае, зрители «Праздничного хорала», безусловно, осознали, что истинный талант всегда великодушен, а самое главное, я уверена, стали и сами активными участниками действа, ведь сопереживание — это огромный труд. И огромная радость!!!
Наталья Смоголь