С недавних пор и 23 января – праздник — День ручного письма или День почерка. В XXI веке, переполненном цифровыми технологиями, это своего рода протест против унификации письма. «Настанет время, когда переписка заменится електрическим разговором», – пророчествовал в пушкинские времена князь Владимир Одоевский. Кажется, сбылось…
Именно сегодня стоит вспомнить, что почерк каждого человека, как и отпечатки пальцев, неповторим и отражает характер своего обладателя (о чем догадывался еще Аристотель). Анализировать почерк пытались уже в Византии, император Нерон в одном из писем заключал: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». Пётр I приказывал боярам писать бумаги лично, «дабы дурь каждого была видна». Однако воссоздание психологического портрета по почерку иногда доходило до курьёзов. Так, знаменитый итальянский психиатр, профессор судебной медицины Чезаре Ломброзо, взглянув на почерк Льва Толстого, определил его как «почерк девицы лёгкого поведения с психопатическими наклонностями».
В век высоких технологий не стоит забывать, что человеческое абстрактное мышление зародилось с ручной письменности и графики. Процесс ручного труда требует слаженной работы оптики и самых мелких мышц кисти, он развивает интеллект, память и даже личностные качества. Когда мы печатаем, мы лишь выбираем из готовых решений, когда пишем от руки, — наш мозг находится в креативном мультифункциональном процессе воссоздания разных букв с чистого листа, активно создаются новые нейронные связи…
А каков был почерк наших прославленных писателей-орловцев? Как отзывались об их рукописях современники и исследователи? Оригинальность личности Н.С. Лескова проявлялась в его почерке, утверждала в воспоминаниях Е.И. Борхсениус: «Николай Семёнович был на редкость своеобразный, исключительный человек…В нём было всё своё «лесковское», начиная с почерка и манеры писать. <…> Говорят, что в почерке, отчасти, выражается характер человека: это мнение вполне к нему подходило, потому что почерк его, — мелкий как бисер, — в то же время чёткий, чистый и красивый, — даже близко не походил ни на какой другой; его можно было узнать из тысячи. Даже форма букв была у него особенная — кругловатая, иногда витиеватая, но всегда отчётливая и красивая».
«Связно-красивый, поэтически-безалаберный и кидающийся с пятого этажа», — так определял почерк А.А. Фета имеющий почти каллиграфический почерк И.С. Тургенев. Нобелевский лауреат И.А. Бунин критично оценивал свой почерк, о чем сохранилась дневниковая запись: «Мой почерк истинное наказание для меня. Как тяжело и безобразно ковыляю я пером». «У Андреева – ровные строки и мелкие, сжатые буквы указывают на суровость мысли и воли. Чуткость на заднем плане. Смелость, упорство, не всегда последовательность. Оригинальность. Странные контрасты в характере. Окончание букв свидетельствует о любви к самобичеванию. Напускная весёлость и ненормальные порывы, на что указывают восходящие штрихи», — писал современник писателя.
В экспозициях наших орловских литературных музеев представлены уникальные автографы А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева…
Приходите, всматривайтесь, размышляйте! Будем искренне рады Вашим записям в «Книге отзывов»!