Дом писателей в судьбе М.Пришвина, И. Новикова, а также в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
В обширной экспозиции Музея писателей-орловцев представлена обстановка рабочих кабинетов Михаила Пришвина и Ивана Новикова из Дома писателей, что в Лаврушинском переулке Москвы. Вещи, среди которых жили и творили литераторы, вызывают неизменный интерес посетителей музея.
Михаил Пришвин стал новоселом престижного, сейчас бы сказали элитного, дома одним из первых среди советских писателей. «Квартира в Москве была самым длительным по времени обиталищем Пришвина за всю его жизнь. Лаврушинский кабинет служил писателю с 1937 года и до его кончины в 1954 году», — писала Валерия Пришвина, вторая жена писателя.
Его трехкомнатная квартира находилась на шестом этаже, и Михаил Михайлович называл ее «воздушным замком». Писатель-странник, исходивший с ружьем и фотоаппаратом всю нашу большую страну, долгое время не имел постоянного жилья. В московскую квартиру он переехал из Загорска.
И вот Пришвин решает обставить собственный кабинет мебелью XIX века, которую специально покупает в антикварных магазинах столицы: ломберный стол (для игры в карты), рояль ( «Rud-Ibach-Sohn“), конторка, бюро, диван, кресла, письменный стол, украшенный резьбой в виде мифических животных. Все эти вещи оказались в нашем музее в 1980 году по завещанию Валерии Дмитриевны Пришвиной.
Возможно, эти старинные вещи напоминали Пришвину обстановку дома, где он родился, где прошли его детские годы. Бывшее имение дворян Левшиных — Хрущево в Елецком уезде было куплено дедом писателя, преуспевающим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. Здесь маленький Миша чувствовал себя «ряженым принцем». После революции Пришвина изгнали из имения крестьяне, больше он туда не возвращался.
Зал музея писателей-орловцев, посвященный жизни и творчеству Ивана Алексеевича Новикова, имеет совершенно другой характер. Только взглянув, на типовую, скромную мебель 30-40-х годов, посетители понимают, что среди этих вещей жил аскет. При этом в 20-е годы Новиков возглавляет Всероссийский Союз писателей, его книги о Пушкине постоянно переиздаются в 40-е и 50-е годы. Можно подумать, что эти вещи лишь временно окружали нашего писателя-пушкиниста. Но нет, тот же набор скромной мебели, мы видим на картине художницы Р.Н. Зелинской-Платэ, которая запечатлела кабинет Новикова в год его смерти – 1959-й.
Но если мы обратимся к биографии писателя, то все недоумения исчезнут. Иван Алексеевич Новиков всю свою жизнь был человеком жертвенного характера, доброго сердца, романтиком. Будучи студентом Петровской сельхозакадемии дважды, в 1898-м и 1899-м годах, ездил помогать голодающим в Казанскую губернию и Бессарабию: собирал средства, лечил население, распределял продукты. Помогая другим, Новиков сам заболевает цингой.
В 1901 году умирает отец писателя, и Иван Алексеевич отказывается от наследства в пользу сестер, которых поддерживает материально на протяжении всей жизни.
В 1924 году Новиков хлопочет о выдаче выездной визы за границу к сыну Т.В. Зайцевой. Позже помогает вдове Александра Грина в ее хлопотах о музее писателя.
В 1943 году Новиков в эвакуации читает платные лекции для рабочих уральских заводов. Он зарабатывает сто тысяч рублей, эти средства по желанию писателя были направлены на производство именного самолета-истребителя «Александр Пушкин».
В 1956 году Новиков подписывает письмо Генеральному прокурору СССР Рудневу с просьбой о прекращении дела репрессированного литератора Даниила Леонидовича Андреева.
Знаменитый Дом писателей в Москве, в котором жили Пришвин и Новиков сохранился до сих пор. Он находится по адресу: Лаврушинский переулок, 17, напротив Третьяковской галереи. Интересна его история.
В начале 1930-х годов Сталин решает объединить литераторов. И не только организационно, как в Союзе писателей, но и буквально под общей крышей. На встрече у Горького в октябре 1932 года, Сталин говорит, что надо создать «…писательский городок. Гостиницу, чтоб в ней жили писатели, столовую, библиотеку большую — все учреждения. Мы дадим на это средства…».
Здание по проекту архитектора И.Н. Николаева строили два года – с 1935 по 1937 годы.
Его жильцами стали представители литературной элиты, члены Союза писателей СССР, среди которых были А. Барто, И. Ильф, Е. Петров, К. Паустовский, В. Каверин, Ю. Олеша, В. Катаев, Б. Пастернак. Не всем удавалось получить здесь прописку. Своей очереди так и не дождался Михаил Булгаков.
И этому в немалой степени поспособствовал один из самых рьяных гонителей писателя – критик Осаф Литовский, начальник Главного репертуарного комитета. Это он заклеймил творчество писателя после постановки «Дней Турбиных» презрительным термином «булгаковщина» и запретил к постановке его пьесы.
Этого не забыл и не простил Литовскому Михаил Булгаков, когда писал свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита». Он вывел критика в романе под именем Латунского и позволил Маргарите, ставшей временно невидимой, разгромить квартиру врага Мастера и его создателя, Михаила Булгакова. Благодаря главе «Полет», читатель может побывать в Доме писателей (в романе он называется «Дом драматурга и литератора») и насладиться сценой буйства Маргариты.
«Взяв щетку под мышку, Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную громадную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов. Венчающая список надпись «Дом Драматурга и Литератора» заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль. Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский… – Латунский! – завизжала Маргарита. – Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил Мастера!». И после этого Маргарита устроила в квартире №84 погром.
Только через почти три десятка лет после смерти Булгакова роман будет впервые опубликован в номерах журнала «Москва» за 1967-1968 годы. К сожалению, ни Пришвин, ни Новиков уже не могли прочитать о доме, в котором прожили долгие годы.
Научный сотрудник Музея писателей-орловцев
Ирина Владимировна Самарина