Н.К. Рериху
(4 сентября 1919г.)
«Все мои несчастья сводятся к одному: нет дома. Был прежде маленький дом: дача в Финляндии, с которой сжился…. Был большой дом: Россия с ее могучей опорой, силами и простором. Был и самый просторный дом и моё: искусство-творчество, куда уходила душа. И все пропало… Нет России. Нет и творчества…. Изгнанник трижды: из дома, из России и из творчества…. вместе с гибнущей Россией ушло, куда-то девалось, пропало то, что было творчеством».
В статье рассматривается одна из жизнетворческих стратегий модерна, реализованная Леонидом Андреевым и cтавшая материально-духовным воплощением эстетических установок писателя и культурного кода эпохи его дом на Черной речке. Жизнетворческая практика, исследованная в ее эволюции, позволяет автору статьи сделать вывод о типологическом родстве творчества Андреева с художественной системой модернизма в ее символистском и футуристском изводах.