«Друзей моих прекрасные черты» к 30-летию Тургевского общества.Валерий Протасов: «Необходимо опираться на прочные ценности русской классики»

«Друзей моих прекрасные черты» к 30-летию Тургевского общества.Валерий Протасов: «Необходимо опираться на прочные ценности русской классики»

«Друзей моих прекрасные черты»

К 30-летию Тургевского общества.

Валерий Протасов: «Необходимо опираться на прочные ценности русской классики»

 

Одним из ярких, творческих, неизменно независимых личностей Тургеневского общества был и остается писатель, литературовед Валерий Владимирович Протасов. Тургеневская тема ворвалась в его судьбу в одночасье и навсегда завладела его мыслями и чувствами. В 1968 году молодой человек, в недалеком прошлом — выпускник историко-филологического факультета Орловского педагогического института, по рекомендации Галины Борисовны Курляндской пришел работать в музей И.С. Тургенева на должность экскурсовода и почти сразу же был направлен в Спасское.

— Это был юбилейный тургеневский год, — вспоминает Валерий Владимирович. — Стоял апрель, парк был сырой, домики, в которых жили сотрудники, дышали прохладой. Экспозиция тогда размещалась во «флигеле изгнанника». Знания, полученные в институте, помогли мне быстро разработать экскурсию, освоить экспозицию. Почти сразу же началось активное паломничество туристов со всех уголков страны и из зарубежных держав. Мы работали с  раннего утра до сумерек. Люди приезжали издалека, просили принять, отказать было невозможно. Было трудно, но помогало огромное желание познакомить наших гостей со Спасским. Рассказ о жизни и творчестве Тургенева получался хорошо, слаженно. Экскурсанты были довольны, оставляли много благодарностей. А вечерами я выходил в парк, слушал ночные голоса, вдыхал воздух Спасского, представлял, как здесь было 100-150 лет назад. В эти дни у меня рождались образы будущей книги о Тургеневе «Последнее лето».

Работа над этим произведением с перерывами заняла около двадцатит лет жизни. Чтобы создать художественное повествование о великом классике Валерий Владимирович не раз перечитал полное собрание сочинений Ивана Сергеевича в 28 томах, познакомился с богатой мемуарной и исследовательской литературой, но те ночи, проведенные в парке Спасского, дали повести не меньше, чем все проштудированные книги.

— Некоторые наивные люди мне говорили: «Откуда вы это знаете? Вы так пишете, будто переселяетесь туда», — Валерий Владимирович не в силах скрыть легкую снисходительную улыбку. — Именно так оно и происходит: мне помогает воображение. Я перевоплощаюсь в каждого своего героя, живу с ним.

Несколько сезонов Протасов провел в Спасском. Работа с книгами, документами, встречи с людьми — все это не только насыщало знаниями, но и способствовало преобразованию личности. Перемены, которые происходили, были осознаны лишь по прошествии некоторого времени.

Духовный рост не мог не сказаться и на том, что характер нашего героя становился все более независимым и нонкомформистским, а это даже для музейного работника составляет большую проблему.

— Порой я противоречил начальству, — говорит Валерий Владимирович. — В то время нельзя было свободно выражать собственные мысли, в экскурсиях надо было придерживаться жесткой схемы, основанной на советской идеологии, а я выходил за рамки, чтобы делать экскурсии интереснее.

Однажды Протасов знакомил со Спасским группу из ГДР, в которой был доктор филологии, тургеневед. Он подарил талантливому и многознающему экскурсоводу свою монографию с дарственной надписью. Буквально через несколько дней Валерия Владимировича вызвали к начальству на ковер и сказали вернуть эту книжку иностранному ученому. Протасов отказался это сделать.

— Хочу признаться, что и сам совершал множество ошибок в общении в силу своего порывистого, импульсивного характера. Музей стал для меня и школой межличностных отношений, — откровенно говорит Валерий Владимирович.

Потом в разные годы ему довелось поработать во всех литературных музеях Орла, действовавших в тот период.

— Я обязан был много читать и знать, особенно, когда меня перевели в научные сотрудники, — продолжает рассказ Протасов. — В здании нынешнего Музея писателей-орловцев хранилась богатейшая библиотека, насчитывающая более 40 тысяч дореволюционных изданий, в ней я провел много прекрасных часов. Неоценимо и общение с потомками писателей, людьми их круга. Это очень много дает психологически, эмоционально, культурно. Общение с ними воспитывает в духе не современной замутненной культуры, а настоящей культуры «золотого века». Вот мы сейчас живем в очень напряженное время — столкновения двух цивилизаций: Запада и России. Оно было всегда, но такую остроту приобрело только сейчас. Агрессивная направленность западной пропаганды дышит ненавистью к России, поэтому надо уметь защищаться. В такие времена надо опираться на прочные ценности. И среди них классическая русская литература занимает одно из ведущих мест. Она воспитывает чувства, мышление, язык, делает человека сознательным, разумным и культурным. Литературное творчество и работа в музее шли параллельно в русле развития духовной жизни. Помимо книги «Последнее лето» был подготовлен и сборник рассказов о писателях-орловцах «В час, когда гаснет закат»: о Лескове, Бунине, Пришвине, историке Грановском.

Сближение через музеи с литературным прошлым очень много дает: помимо знаний, это обогащает душу.

Однако обстоятельства сложились так, что в определенный момент Валерий Владимирович ушел из музея, точнее был от него отлучен. Этот разрыв он переживал очень остро на протяжении нескольких лет. В этот период преподавал русскую и зарубежную литературу от фольклора и античности до двадцатого века в Орловском институте искусств и культуры.

Это был по-своему богатый и плодотворный период жизни, но все же отчуждение от музея  не давало покоя.

Возвращение произошло как раз благодаря Тургеневскому обществу и Галине Борисовне Курляндской, которая дала необходимую рекомендацию для вступления. И вот уже на протяжении многих лет Протасов является активным участником этого избранного круга орловцев.

— Что меня привлекает в Тургеневском обществе? — задумавшись, переспрашивает Валерий Владимирович. — Да практически все: доклады, обмен мнениями, высококультурный уровень общения, речь, которую не услышишь в других местах. Бывали такие заседания Тургеневского общества, после которых я чувствовал себя просветленным и счастливым. Нигде больше я не мог этого испытать. Тургеневское общество для меня — это и общение на основе прочных духовных ценностей с единомышленниками, близкими по духу людьми, та необходимая подпитка, без которой очень тяжело жить. В том, что отношения с музеем наладились, я больше всего благодарен Людмиле Анатольевне Балыковой. Она лучше всех меня понимала и понимает, сочувственно относится ко мне. Человек очень высокого личностного, литературного, научного уровня. Я всегда участвую в обсуждении докладов, иногда выступаю сам, кое-что опубликовал в Тургеневских сборниках. Я уверен, что работа Тургеневского общества продолжится, когда нас покинет этот зловредный господин Ковид-19. Пандемия еще раз доказала, что без общения мы беднеем. Хочется, чтобы формы взаимодействия Тургеневского общества с социумом расширялись, вовлекая и захватывая все больше людей, особенно молодых. Просвещенный класс, к которому относятся и члены Тургеневского общества, через встречи, публикации, литературные вечера, безусловно, оказывает влияние на общество. Было бы ужасно, если бы Тургеневского общества и подобных объединений не было. Воцарилось бы бы темное средневековье… Когда тургеневеды в своем кругу, они друг друга хорошо понимают, их не так легко сломать. Для меня очень важна подпитка этого круга.

— К сожалению, я практически не встречаюсь с молодежью, — продолжает затронутую тему влияния Тургеневского общества Протасов. — А жаль, ведь мы не вечны. И еще многое можем дать молодому поколению. Это надо учитывать и почаще нас приглашать на различные встречи в молодежные аудитории. Убежден, что с молодыми людьми можно говорить, они очень внимательны и благодарны. Но почва эта заброшенная, невозделанная.

Люди вообще расточительны: не ценят время, людей-носителей высокой культуры и глубоких знаний.

— Задачи Тургеневского общества, как я их понимаю, — говорит Валерий Владимирович, — это, прежде всего, поддержка распространения наследия классической культуры и литературы, воспитание сознания современных людей, особенно молодежи, на прочных ценностях «золотого века». А эти ценности — вера, мудрость, красота, милосердие даны  нам писателями XIX века: Достоевским, Толстым, Тургеневым, Буниным, Пришвиным.  Их произведения необходимо знать и помнить. Иначе нас собьют с толку, уже сбили культурно-духовные ориентиры. Классика — источник вечных ценностей, он не должен засоряться, замутняться, и уж тем более иссякать. В противном случае мы останемся без духовной живой воды, а ее нехватка уже ощущается остро. Но, к счастью, наши литературоведы-ветераны оставляют животворный запас мудрости, из которого будут черпать молодые сотрудники музеев и миссия Тургеневского общества получит продолжение.

На вопрос о любимом произведении Тургенева, Валерий Владимирович говорит, что ему трудно выделить одно единственное, любимы страницы многих творений Тургенева — это отрывок о Фимушке и Фомушке из романа «Новь»; сцена в итальянском театре, где Инсаров слушает оперу («Накануне»); живая и трепетная лирика природы. А вот любимого персонажа у Протасова нет.

 — Вообще влюбляться в персонажа — дело девичье, — считает Валерий Владимирович. — Но если подходить с эстетической точки зрения, то мне ближе Павел Петрович Кирсанов («Отцы и дети»), с чертами идеалиста романтика, недооцененный массовым читателем.

Надо признаться, что сам Протасов во многом напоминает этого утонченного господина, стремящегося к совершенству во всем.

Сейчас Валерий Владимирович продолжает работать над несколькими книгами, в которых отчетливо прозвучат интонации классиков «золотого века» русской литературы.

 

Ирина Владимировна Самарина, научный сотрудник Музея писателей-орловцев