Описывая кабинет Н.С. Лескова, Любовь Яковлевна Гуревич вспоминает фотографию с картины Н.Н. Ге: «Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, огромный, длинный и узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены с качающейся перед ним на цепях лампадою – все это пестрело перед глазами со всех сторон <…>. Красивые женские лица, нежные и томные, а рядом с ними старинного письма образ или картина на дереве – голова Христа на кресте в несколько сухом стиле Альбрехта Дюрера. Гравюры с картин французских романтиков и между ними фотография с суровой и резкой картины Ге – «Что есть истина».
Николай Николаевич Ге выдающийся русский художник-передвижник. Николай Семенович Лесков был очень дружен с художником. Ге часто бывал в гостях у Лескова. В 1890 г. Н.Н. Ге написал картину «Что есть истина?» на сюжет 18-й главы Евангелия от Иоанна (о чем свидетельствует авторская подпись на картине): изображен момент, когда Христос говорит: «Я… на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…», Пилат же ему пренебрежительно отвечает «Что есть истина?» Н.С. Лесков пишет заметку «Картина профессора Ге за границей» в газете «Неделя» 1890, 4 ноября об этой картине.
«Любителям художественных произведений русских мастеров, без сомнения, хорошо памятна картина Николая Николаевича Ге, бывшая на последней выставке «передвижников» под названием: «Что есть истина». Она возбудила много толков и вызвала очень много самых суровых суждений за реализм обеих изображенных на ней фигур, а также за недостатки письма, которое казалось здешним критикам очень неудовлетворительным.
Картина была снята с русской выставки и перевезена за границу, где встретила иной прием. Берлинская художественная критика нашла недостатки в фигуре Пилата, но зато с величайшею похвалою отозвалась о фигуре стоящего перед ним связанного и в рубище Иисуса Христа. Об этом были помещены краткие известия в русских газетах. Но затем картина Н.Н. Ге продолжает показываться в других городах Европы и в этом своем путешествии встречает повсеместно самый радушный прием и такой успех, который достается не многим художественным произведениям.
Из произведений этого рода особенного внимания заслуживает то, что произошло после выставки картины в Гамбурге. Один из моих друзей (обстоятельный человек, слова которого достойны полного доверия) пишет мне, что Христос в картине Ге необыкновенно трогательно действует на посетителей выставки из беднейшего класса, и в Гамбурге дело дошло до того, что тамошние рабочие, по целым дням стоящие перед этой картиной, не могли помириться с мыслью, что ее от них увезут и они будут лишены возможности видеть лицо, много сказавшее их чувству. Чтобы не терпеть этого лишения, гамбургские рабочие, несмотря на свою бедность, «собрали четыре тысячи рублей с тем, чтобы просить Ге повторить для них эту картину».
Люди, знающие искреннюю преданность Николая Николаевича Ге одушевляющим его идеям, радуются за художника, который непременно должен найти высокое утешение в таком внимании к его произведению в той именно бедной, трудовой среде, к которой полно сочувствием его доброе сердце».