Дворянские гнезда вокруг Тургенева
XXVII Тургеневские чтения, открытые в орле 25 июня, мы посвятили памяти недавно ушедшей от нас Нины Максимовны Кирилловской, возглавлявшей Орловский литературный музей И. С. Тургенева в 1970-е -80-е годы. На этот раз мы решили провести наш форум в режиме онлайн. Мы волновались: как-то поведет себя непредсказуемая техника? Шутка ли, мы пригласили к себе ведущих специалистов – из Москвы и Санкт-Петербурга, из Воронежа и Перми, из Донецка и Орла, из Мценска и Спасского-Лутовинова, из Покровского и тульского села Тургенева. Историки литературы, сотрудники музеев, краеведы, работу которых не смог остановить зловредный вирус, откликнулись на приглашение и вдруг появились на экране, обратились к нам из университетских аудиторий, библиотечных и музейных залов, городских квартир и дачных домиков, подарив чудесное ощущение профессиональной и духовной общности.
Собрание приветствовали: директор Орловского объединенного государственного литературного музея И. С. Тургенева В. В. Ефремова, зам. председателя Орловского областного совета, председатель Попечительского совета по возрождению Дворянского гнезда М. В. Вдовин, директор Государственного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» С. А. Ступин. Приветствия наших друзей из Донецкого художественного музея «Арт-Донбасс» Е. Калиниченко и Е. Гусаковой тронули нас до слез…
Колыбель русской литературы
Предложенная для Чтений тема – «Дворянские гнезда вокруг Тургенева» – обсуждалась не раз. Все же нам показалось, что судьба дворянских гнезд – в жизни и в литературе и, прежде всего, судьба «самого орловского романа» Ивана Сергеевича, — все эти темы достойны особого внимания.
Мы не ошиблись: встреча получилась по-настоящему живой и интересной. Общение отнюдь не исключало полемику. Впрочем, самый предмет обсуждения многосложен и противоречив. В недавнем прошлом о дворянском сословии говорили как о «классово-чуждом элементе», дворянские усадьбы безжалостно уничтожались. С другой стороны, воспоминания о дворянских гнездах облеклись в некий миф. Реальная жизнь русских усадеб исполнена драматизма. Литература запечатлела немало историй трагических судеб их обитателей.
Об этом на Чтениях говорили профессор Пермского университета Г. М. Ребель, доктор филологических наук Н. П. Генералова (С.-Петербург), зав. музеем И. С. Тургенева Е. Г. Мельник. Исследователь «художественных миров» в творчестве Тургенева доктор филологических наук В. А. Доманский (С.-Петербург) предложил свою типологию дворянских усадеб у Тургенева. Из их взаимодействия, взаимовлияния, конфликтов созидалась вязь русской жизни. Мало-помалу усложнялся, облагораживался быт русской усадьбы.
В «безлесной местности», в орловском Шаблыкине стараниями близкого друга Тургеневых Н. В. Киреевского вырос уникальный парк – эта усадьба по мнению зам. зав. кафедрой факультета журналистики С.-Петербургского государственного гуманитарного университета К. И. Шарафадиной, нашла отражение в тургеневском метатексте.
Неповторимый колорит, задушевную интонацию приобретает усадебный обиход – даже чайная церемония, о которой подробно рассказала искусствовед И. А. Алексина (г. Москва) и описание которой можно встретить на страницах тургеневской прозы и в мемуарной литературе. Быт в дворянской усадьбе «украшается» разнообразными играми – обзор их представил в своем докладе специалист по музейно-просветительской работе Государственного музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» Р. В. Ермаков. Некоторые из них входят сегодня в «программы выходного дня», напоминая о традициях досуга в русской усадьбе – об этом рассказал директор Музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» С. А. Ступин.
По-прежнему притягательны для наших современников образы «тургеневских девушек». Доктор филологических наук О. Б. Кафанова (С.-Петербург) обратила внимание на ставший традиционным в Орле зональный фестиваль «Тургеневская девушка». Он приобретает все большую популярность у земляков классика. Между тем, женские образы у Тургенева, нигде не повторяясь, по-прежнему окутаны тайной. После смерти писателя, в новое время, черты этого типа не исчезли. В XX веке они продолжили существование в творчестве А. Толстого, В. Каверина, К. Паустовского…
Секреты творчества
Известно: «служенье муз не терпит суеты». Работа исследователя не терпит домыслов. Она требует незаурядной эрудиции, терпения и честности. Удача не помешает. За строкой научной биографии порой стоит труд поколений. Значение имеют, на первый взгляд, незначительные обстоятельства, сопровождающие процесс рождения художественного произведения. Для Тургенева, например, исключительно важными были подробности реальной жизни – из них вырастали образы его героев, их черты, складывались судьбы. «Шекспировские страсти», бушевавшие в орловском селе Меркулове, — история, скрупулезно воссозданная в докладе Н. П. Генераловой, стала в свое время жизненной основой повести «Степной король Лир». Здесь реальные люди «возведены в типы», запечатлевшие некие коренные черты национального характера.
Реконструкция творческой истории немыслима без опоры на архивы, на труды предшественников. Вот почему на Чтениях не раз с благодарностью произносились имена краеведов Н. М. Чернова, В. А. Новикова, Л. В. Миндыбаевой и других. Благодаря их трудам воссоздается творческая лаборатория художника.
Расширила перечень топонимов Тульской губернии, встречающихся у Тургенева, кандидат культурологии И. Н. Тишина (г. Москва – с. Тургенево). Думается, ее разыскания могли бы найти наглядное воплощение в экспозиции недавно открытого музея в мемориальном заповеднике «Бежин луг».
Нередко в творческом тигеле писателя использовались подробности собственной родословной. Тургениана обогатилась сведениями о нескольких поколениях «горожанских помещиков» из рода Тургеневых и Веневитиновых, сообщенных в докладе кандидата философии В. Ю. Коровина (Воронеж).
Участников Чтений заинтересовал доклад старшего научного сотрудника Института русской литературы В. А. Лукиной (С.-Петербург): она рассказала о судьбе завещания брата писателя – Николая Сергеевича Тургеневе. С ним Иван Сергеевич был связан многими хозяйственными, денежными, семейными делами. Завещание Николая Сергеевича, чьи черты писатель запечатлел в литературных образах, — еще одна страница в Летописи «тургеневского гнезда».
«Не умирать, но жить»
Дмитрий Мережковский некогда сравнил творчество Тургенева с алмазом, сверкающим многими гранями. И каждое время открывает свою грань. А. В. Теплицкая, главный библиограф библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (г. Москва), в своем докладе сообщила, что только в последнее время роман «Дворянское гнездо» издан в 59 странах мира.
В момент его появления на родине успех его был безусловным и единодушным. Современники восприняли его как призыв к общественному согласию и «как пророчество близкого обновления». Доктор филологических наук И. А. Беляева (г. Москва), сделавшая обзор критических статей, вышедших тогда в связи с романом Тургенева, пришла к выводу, что произведение несло надежду, признавало за дворянскими гнездами право «не умирать, но жить».
Эта мысль нашлат свое развитие в творчестве почти забытого в наши дни поэта и драматурга Н. А. Чаева. Преподаватель МГУ М. А. Бороздина в своем докладе показала, что творчество Чаева несет проповедь единства народа и дворянства в лоне национальной культурной традиции.
Заметим, что социально-историческая проблематика романа Тургенева вовсе ускользнула от его первых зарубежных читателей. Анализируя первый английский перевод «Дворянского гнезда», осуществленный В. Рольстоном, вышедший тогда под названием «Лиза», Ю. Д. Бурмистрова (г. Москва) отмечает: в Англии и в Америке читатели воспринимали его, прежде всего, как роман о любви в духе Джейн Остин. Тем не менее, тогда он послужил делу культурного сближения народов на разных континентах планеты.
Служить Отчеству
Кажется, утверждение об абсолютной неспособности дворянства вести хозяйство, строить, растить сады, словом, «дело делать» несколько преувеличено. Передовые представители дворянского класса восприняли призыв принять участие в обновлении России. Обширный блок докладов, прозвучавших на Чтениях, был посвящен родным, знакомым, соседям Тургенева, после крестьянской реформы взявших на себя заботу по устройству сельских школ, больниц, библиотек, строительству храмов, успешно хозяйствовавших на земле, активно участвовавших в работе Земства. В докладах орловцев – Е. В. Алехиной, Л. М. Маричевой, Е. Г. Мельник, Г. Н. Павловой, А. М. Полынкина – был приведен впечатляющий список достижений орловских дворян – Шереметевых, Киреевских, Скарятиных, Цуриковых, Шеншиных… Благодарной памятью земляков овеян образ болховского дворянина Николая Петровича Барышникова, в котором орловцы находили черты Лаврецкого; эта история подробно освещена в книге Е. Н. Ашихминой «Орел. Дворянское гнездо», представленной на Чтениях самим автором. Речь идет о том времени, когда постепенно прорастали на малой родине писателя черты новой России.
Живая память
Еще при жизни Тургенева его имя стало знаменем просвещения. Поэтому самая память о писателе стала делом жизни для тех, кому дорого было это знамя. Примером служения памяти Тургенева явилась деятельность В. А. Шеншина, основавшего в 1895 году в селе Кривчиково Кромского уезда Тургеневскую библиотеку. Материалы о дворянине-просветителе и его трудах удалось обнаружить члену Российского общества историков-архивистов Г. А. Тюрину (г. Орел).
Научный сотрудник Института русской литературы С. А. Ипатова в своем докладе обратилась к тому периоду в жизни родового тургеневского гнезда, когда, после пожара 1906-го года, над Спасским нависла угроза продажи. Что будет с ним, попади оно в руки равнодушных людей? Одним из почитателей Тургенева, кто посетил тогда Спасское, был талантливый литературовед Ю. А. Никольский. Он собирался посетить и Орел, но осуществить это намерение не успел: он умер застенках Харьковской ЧК.
В Орле жива память о Тургеневе и его романе. Еще стоит превращенный в руину легендарный Дом Калитиных на Дворянском гнезде – стоит как памятник великой культуре, которую мы обязаны растить и оберегать.
Н. Перелыгин
В рамках подписанного «Соглашения о партнерском сотрудничестве» между Орловским объединенным государственным литературным музеем им. И.С. Тургенева и Художественным музеем «Арт-Донбасс» г. Донецка и интеграционной программы «Донбасс-Россия» научные сотрудники музея во главе с директором Екатериной Калиниченко приняли участие в XXVII Тургеневских чтениях «Дворянские гнёзда вокруг Тургенева». Конференция проходила с 25-26 июня 2020 года в режиме online.