Поступления

Пополнение фондовой коллекции ОГЛМТ ( февраль 2025 г.)

В конце февраля этого года состоялась очередная Экспертная фондово-закупочная комиссия, на которой были представлены 125 единиц предметов, пополнившие фондовую коллекцию нашего музея. Предметы были распределены по следующим фондам:

  • Письма из архива писателя П.И. Родичева (Работа по регистрации архива ведется поэтапно. Часть материала уже зарегистрирована на ЭФЗК №15 от 26.12.2024 г. 61 ед.) Работа с архивом по постановке на учет продолжается. Всего 35 ед. передано в основной фонд «Рукописно-документальные источники».
  • Книги, переданные известным тургеневедом Головко В.М., в основном, это учебные пособия для студентов ВУЗов, монографии и исследовательские работы философско-филологического направления. Всего 17 ед. перешло в основной фонд «Редкая книга».
  • Продолжается перевод дореволюционных журналов из научной библиотеки. Всего 64 ед. перешло в основной фонд «Редкая книга».
  • Цифровые фотокопии литографий, фотографий и рисунка с изображением поэта С.С. Бехтеева. Всего 9 ед. перешло в научно-вспомогательный фонд ИЗО.

             По традиции расскажем о некоторых предметах из новых поступлений. В одном из сообщений мы знакомили вас с дореволюционным журналом «Фотограф – любитель», издаваемым под редакцией Адриана Михайловича Лаврова. На февральской Экспертной фондово-закупочной комиссии мы представили более поздние экземпляры журнала, издаваемого уже под руководством Сергея  Михайловича Прокудина-Горского. Смена редактора произошла в 1906 году по причине болезни Адриана Михайловича и отъездом его за границу. Своего преемника на редакторском посту он определил сам и сам представил его читателям журнала как человека, наиболее подходящего для заведования столь популярным и авторитетным изданием. В журнале произошли значительные изменения. Особенностью журнала стал перенос акцента на технологию создания цветной фотографии. В этом была заслуга нового редактора, который сам страстно увлекался воспроизведением цветных изображений. Сергей Михайлович учился этому искусству у немецкого ученого Адольфа Митте, который был одним из пионеров, внесших большой вклад в изобретение техники передачи цвета. Однако, Проскудин-Горский превзошел своего учителя, усовершенствовав технологию создания цветной фотографии. Он щедро делился своими наработками и открытиями в новой для того времени сфере. В течение всего 1906 г., в каждом номере, Прокудин-Горский, как и обещал ранее, рассказывал о цветной фотографии в серии статей «Фотография в натуральных цветах», где была подробно изложена как теория цветоведения, так и практические знания, необходимые для получения верного отпечатка. При этом описывались все стадии работы с изображением – от выбора сюжета до печати, а также прилагались различные способы получения цветного снимка. Кроме того, расширилась часть журнала, посвященная фототипическим воспроизведениям художественных фотографий: в нескольких номерах были напечатаны качественные цветные снимки самого редактора.

      Коллекция журналов «Фотограф – любитель» – богатейший материал для изучения истории становления и развития фотографического искусства в России. Не секрет, что многие писатели дореволюционного периода были захвачены этим новым модным веянием — созданием фотографии. Особенно страстно был увлечен фотографией орловский писатель Леонид Андреев и поэтому для нашего музея такой журнал как «Фотограф любитель» имеет особое значение.

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пополнение фондовой коллекции ОГЛМТ (январь 2025 г.)
              На первой в этом году экспертной фондово-закупочной комиссии, которая состоялась 23 января 2025 г. было представлено 125 ед. предметов, распределенных по следующим фондам: 

  • Работа орловской художницы Любови Семеновны Топоровой «Петербургский кабинет С.Н. Лескова». Картина передана в научно-вспомогательный фонд «Изобразительные источники» в количестве 1 ед.
  • Графические работы Ольги Степановны Тучниной, которые были переданы после окончания персональной выставки художницы, проходившей в Орле в Доме Л. Андреева в 2022 г. под названием: «Прошлое в настоящем». Из представленных на выставке картин подарены были «Храм Василия Великого» 1997г. (500х700) и «Тихий уголок» 1996 г. (650х500).   Картины в количестве 2 ед. были переданы в основной фонд «Изобразительные источники».
  • Фотографии фотожурналиста, писателя, участника Великой Отечественной войны Александра Ивановича Овчинникова. Эти фотографии экспонировались на выставке в Орловском краеведческом музее. Передал фотографии внук Александра Ивановича — Руслан Павлов через старшего научного сотрудника экспозиционно-выставочного отдела Молозеву Альвину Тимофеевну. Всего 19 ед. перешло в основной фонд «Изобразительные источники».
  • Продолжается работа по регистрации архива поэта Александрова И.В. Часть документов уже зарегистрирована (ЭФЗК №6 от 17.05.2024 г. 83 ед оф; ЭФЗК №12 от 03.09.2024 г. 41 ед оф ). Сюда вошли вырезки из газет и журналов: «Вешние воды», «Мценский край», «Огонек», «Просторы России» с очерками, стихами, рассказами Ивана Васильевича. Здесь же его рецензии на рукописи и книги своих современников. Всего 74 ед. перешло в основной фонд «Рукописно-документальные источники».
  • Продолжается работа по постановке на учет материалов из старых поступлений.

Это контрольные фотографии 1958 г., посвященные 70-летию со дня смерти И.С. Тургенева ( ЭФЗК №6 от 17.05.2024 г. (38 ед.); ЭФЗК №8 от 20.06.2024 г.(53 ед.)). Всего 26 ед. перешло в научно-вспомогательный фонд «Изобразительные источники».

  • Пианино, принадлежавшее семье Лобановых и переданное летом 2024 г Сергеем Петровичем Бельским. Всего 1 ед. передано в основной фонд «Вещественные памятники».
  • Копия кофты Варвары Петровны Тургеневой. Автор: Одринская Н.М. г. Орел, 2024 г. Батист. Всего 1 ед. передана в научно-вспомогательный фонд «Вещественные памятники».
  • Книга, переданная через заведующую Домом музеем Т. Грановского Чернышеву А.Н. составителем данного издания Ириной Великодной, под названием «Книга как предмет искусства» /Науч. ред. И.Л.Великодная.-М.: Издательский дом «Арт. Собрание», 2023.- 276с. Всего 1 ед. перешла в основной фонд «Редкая книга».

         Более подробно мы познакомим вас с некоторыми из представленных предметов. Безусловно, нельзя не рассказать о старинном пианино, которое в 2024 году передал нашему музею Сергей Петрович Бельский. Ценность этого предмета велика. Кроме того, что время создания пианино относится к середине – концу XIX века и оно представляет собой безвозвратно ушедшую эпоху, здесь важно отметить, что пианино принадлежало семье Лобановых. Род Лобановых тесно связан с именем И.С. Тургенева. Три поколения Лобановых состояли в услужении у Лутовиновых и Тургеневых и даже после обретения независимости от крепостного права Иван Сергеевич Тургенев принимал активное участие в жизни этой семьи. В фондах нашего музея в 2010 году был создан фонд Лобановых, который на сегодняшний день насчитывает более четырехсот предметов, в разное время переданных потомками Лобановых и, представленное пианино пополнило эту коллекцию.
         Так же нельзя обойти вниманием указанное выше издание «Книга как предмет искусства». Этот экземпляр книги представляет собой сборник научных статей по теме объявленной в названии. Во вступительном слове составителя раскрывается концепция данного исследования и многогранность понятия книги как предмета искусства. Речь идет не о конкретной книге, имеющей изысканные, уникальные иллюстрации или особенные шрифты, и не о книге богато инкрустированной камнями (которая осмысливается как часть прикладного искусства). В данном случае книга как предмет искусства изучается как сложнейший организм, в котором все элементы играют важную и самодостаточную роль: организация текста, шрифты, ритм иллюстраций, красивые виньеты, переплеты, ляссе, качество бумаги, насыщенность краски, редактура, принадлежность к эпохе. Книга как предмет искусства  это более широкое понятие, охватывающее и те книги, назначение которых изначально было сугубо утилитарным. Однако, при определенном ракурсе рассмотрения и более глубоком осмыслении такого феномена, как книга, даже самые простые издания иногда вписываются в концепцию книги как предмета искусства.
Хранитель вновь поступивших материалов – Окорокова А.С.

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пополнение фондовой коллекции ОГЛМТ (октябрь 2024 г.)
               На Экспертной фондово-закупочной комиссии №13, которая состоялось 28 октября 2024 г. было представлено 126 ед. предметов, распределенных по следующим фондам:  

  • Работа орловской художницы Ольги Александровны Сорокиной «Дом Базарова». Картина передана в основной фонд «Изобразительные источники» в количестве 1 ед.
  • Новые издания книг с произведениями Ф. Крюкова, издательства АИРО и «Вече». Всего 9 ед. пополнили основной фонд «Редкая книга».
  • Фотографии поэта Геннадия Фролова, привезенные из Москвы и переданные нашему музею Инной Евгеньевной Фроловой (учетная работа с архивом продолжается). Всего 44 ед., распределены в основной фонд «Изобразительные источники».
  • Продолжается перевод дореволюционных журналов из научной библиотеки в фонд «Редкая книга». В число поставленных на учет изданий вошли номера журналов «Министерства народного просвещения» и «Фотограф любитель». Всего 72 ед. перешли в фонд «Редкая книга».

        Хотелось бы остановить ваше внимание на дореволюционном издании  журнала «Фотограф любитель». Журнал начал издаваться в 1890 году под редакцией А. Лаврова, который был вдохновлен лучшими английскими, французскими, немецкими и бельгийскими изданиями по фотографии. В конце XIX века увлечение фотографией набирало обороты. Зарубежные журналы обозревали новейшее оборудование, фотографическую технику и значимые события связанные с миром фотоискусства. В России также различные фотокружки пытались издавать свои журналы, но как правило, издательство журнала было дорогим удовольствием, и не все организации имели на это финансовые возможности. Журнал «Фотограф-любитель» снимал проблему многих фотографических обществ страны, так как изначально задумывался как единый печатный орган уставов, отчётов о заседаниях, выставках, конкурсах. Одним словом выход журнала сыграл значительную роль  в деле консолидации русской фотографии.  И его по праву можно назвать первопроходцем в деле популяризации фотоискусства в России.

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пополнение фондовой коллекции ОГЛМТ (март 2024 г.)

  • В конце марта этого года на Экспертной фондово-закупочной комиссии были представлены значимые для нашего музея материалы, поступившие из Пензы – архив Н.В. Вырубова. Николай Васильевич Вырубов – внучатый племянник А.А. Фета и И.С. Тургенева. Первые годы жизни прошли в доме его бабушки Ольги Васильевны Галаховой (урожденной Шеншиной), в котором сегодня располагается музей И.С. Тургенева. В последующем семья была вынуждена эмигрировать в Европу, которая и стала второй родиной для Николая Васильевича. Этот человек удивительным образом впитал в себя самое лучшее из двух противопоставленных друг другу культур, став национальным героем, как для России, так и для Франции.  С началом второй мировой войны в 1940 году он вступил в освободительные войска Франции. «Добровольное участие в войне стало честью моей жизни,– вспоминал Николай Васильевич. — Я чувствовал необходимость сделать что-то для Франции. Кроме того, своим долгом русского, находясь за границей, я считал поддержать честь своего рода» [Эл ресурс: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9217.php]. Среди военных наград Николая Васильевича самый редкий и почётный орден Франции — Крест Освобождения, учреждённый генералом де Голлем.

     Огромен вклад Николая Васильевича и в культурное наследие России. Как пишут многие журналисты: «Его помощь России и русской культуре была действенна и конкретна». Н.В. Вырубов передал в государственные музеи России (Пенза, Орел, Москва) редкие материалы, восстанавливающие некогда утраченные фрагменты нашей истории. В Объединенном литературном музее Орла создан фонд под №76, посвященный Н.В. Вырубову, который включает в себя более 200 ед. музейных предметов. На  этот раз наша коллекция пополнилась ценными документами и фотографиями, которые проливают свет на удивительную родословную Николая Васильевича, глубоко укорененную в русскою историю.  Новые материалы в количестве 100 ед. перешли в фонды «Редкая книга» (2 ед.), «Рукописно-документальный фонд» (27 ед.), фонд «Изобразительные источники» (71 ед.).

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пополнение фондовой коллекции ОГЛМТ (февраль 2024 г.)     

  • В конце февраля 2024 г. состоялась очередная Экспертная фондово-закупочная комиссия, на которой были представлены уникальные книги и предметы антиквариата. В основном, это работы европейских мастеров XIX и XX вв., которые создавались на заказ и не имеют аналогов. Здесь можно увидеть предметы интерьера и быта: японские вазы из бронзы (к. XIX –нач. XX в), подсвечники из бронзы второй половины XIX века, богато декорированные растительными мотивами; письменные принадлежности: ножи для разрезания бумаги и вскрытия конвертов, перьевая ручка, пресс для бумаги, деревянная резная чернильница середины XIX в. и многие другие диковинные для современного человека вещи. В состав фондовой коллекции вошли также столовые приборы: фаянсовый поднос, расписанный вручную французскими мастерами начала XX в. и сервировочное блюдо из бронзы начало XX в.. Особой ценностью из полученного антиквариата, обладают  произведения изобразительного искусства: графика, панно, скульптура. Среди представленных творений зарубежных мастеров есть работа французского скульптора и модельера XIX в. Коина Огюста Николя — бронзовая с золочением статуэтка зайца, поедающего морковь. Этот художник считался одним из лучших анималистов своего времени. Не уступает по значимости изящная статуэтка птицы ибис, созданная не менее известным скульптором XIX в. Алфредом Дюбюканом.

        В результате музейная коллекция фондов пополнилась уникальными предметами в количестве 76 ед. Из них: 14 ед — основной фонд ИЗО, 62 ед – основной фонд «Вещественные памятники».

  • На Экспертной фондово-закупочной комиссии демонстрировались старинные книги дореволюционного периода. Среди них два экземпляра работ Ф. Фаррера переведенные на русский язык: «Власть тьмы и царство света» (1897 г) и «Первые дни христианства» (1888 г.),  изданные книгопродавцем И.Л. Тузовым,  специализировавшимся в Петербурге на продаже «духовной литературы».       Также   среди новых поступлений есть дореволюционные издания классиков русской литературы (А.И. Куприн, Н.А. Некрасов, В.А. Жуковский). Всего 17 ед. перешло в основной фонд «Редкая книга».

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пополнение фондовой коллекции ОГЛМТ (январь 2024 г.)                
В январе нового 2024 года состоялась первая в году Экспертно-фондовая закупочная комиссия, на которой были представлены уникальные предметы, украсившие фондовую коллекцию ОГЛМТ.

  • Известный московский предприниматель и меценат, Андрей Анатольевич Коньков, в конце 2023 года преподнес нашему музею бесценный дар — паспарту с фотографией И.А. Бунина и дарственной надписью самого писателя на французском языке. Предмет был приобретен Андреем Анатольевичем на аукционе «Кристис». Пройдя предварительную экспертизу, лот был отнесен к архивным документам, имеющим особое историческое и культурное значение. Став частью фондовой коллекции ОГЛМТ, данная фотография экспонируется на внемузейной выставке «Я очень русский человек. Это с годами не пропадает …», на площадке Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. Период проведения: с 16.02. 2024 г. по 15. 05. 2024 г.
  • Продолжает осуществляться перевод дореволюционных журналов из научной библиотеки в фонд «Редкая книга». На январской Экспертно-фондовой закупочной комиссии было представлено собрание выпусков известного в Санкт-Петербурге журнала «Столица и усадьба». Журнал издавался в Петербурге под редакцией Владимира Пименовича Крымова с декабря 1913 г. по сентябрь 1917 г. Каждые 2 недели печатался тираж 1500 экземпляров. За этот период в свет вышло 90 выпусков. Издание печаталось с особой «роскошью» в большом формате, на лучшей мелованной бумаге. С журналом сотрудничали известные ученые: пушкинист Н.О. Лернер, искусствоведы Г.К. Лукомский, и.И. Лазаревский, библиограф В.А. Верещагин. Также в журнал приглашались лучшие фотографы Петербурга: А.Н. Павлович, Я.В. Штейнберг. Известный  факт, что именно в журнале «Столица и усадьба» в №26 за 1915 г. впервые в России был напечатан цветной автопортрет.

Журнал отражал образ жизни столичной элиты начала XX в.. Хроники повседневности высшего общества включали в себя описание балов, спортивных соревнований, вернисажей, драматических и балетных спектаклей, поставленных в императорских и дворцовых театрах, бракосочетаний известных аристократов, некоторые подробности жизни членов царской фамилии и дипломатического корпуса; материалы, относящиеся к истории строительства Петербурга, литературе, искусству. Множество статей посвящено коллекционированию, геральдике, истории русского театра, путешествиям в экзотические страны, коневодству, разведению породистых собак и кошек.
Во время революционных событий главный редактор журнала В.П. Крымов находился в кругосветном путешествии. Он тщетно просил из Японии «тянуть журнал до последнего» говоря, что такие ценности как «Столица и усадьба», не уничтожаются, так как история и искусство будут существовать при любом строе. Надежды Владимира Пименовича не оправдались. Журнал закрыли, что в контексте происходящих событий было не удивительно, так как сама концепция журнала и его содержание противоречили вступающей в силу новой идеологии.
На сегодняшний день чудом уцелевшие в водовороте истории номера журнала «о красивой жизни» представляют собой ценнейшие материалы, реконструирующие безвозвратно ушедшую имперскую Россию.
Номера журнала «Столица и усадьба» в количестве 89 ед. перешли в основной фонд «Редкая книга».