«Резкий звук колокольчика пронзает этот хаос и шум; медленно колыхнувшись, направляется в обратную сторону, раздробляется, становится глуше и вливается в те душные ящики, которые именуются классами. Здесь он, стиснутый тесною каменною броней, сокращается и, постепенно слабея, наполняет глухим жужжанием каменный ящик и дробно бьется в стены, потолок и окна. Среди громкого говора, перебранки, перекликаний, смеха, искусственного басового гудения и песен, различный звукоподражаний, барабанного боя о парты, хрястенья парт от возни и выпирания друг друга – бессильно и жалко тонет крик надзирателя… Угрожающая жестикуляция его перста свидетельствует о призыве к порядку, но в усталом и страдальчески озлобленном лице видна безнадежность и неверие в свои силы».
Из повести Крюкова «Картинки школьной жизни старой России»