"Георгий Верейский. Портрет Михаила Пришвина"

"Георгий Верейский. Портрет Михаила Пришвина"

                       Рубрика: «Почитателям таланта М.М. Пришвина».

                     «Георгий Верейский. Портрет Михаила Пришвина».

 

            В книге «Наш дом» В.Д. Пришвина очень поэтично вспоминает о том, какой запомнилась ей наружность Михаила Михайловича во время их первой встречи: «Это было привлекательное, открытое и очень русское лицо… У Пришвина был небольшой и правильный нос с тонкими ноздрями. Чистой, четкой формы рот, несколько скрытый подстриженными усами. Небольшая борода. Высокий лоб переходил в открытый спереди высокий купол головы…. На затылке и висках круто и крупно вились густые волосы, черные с обильной сединой. Волосы были от природы тонкими и потому лежали легко и подвижно: они осеняли лицо. Светлый оттенок кожи в соединении с блеском седины создавали ощущение полета, свечения». Именно таким видели Пришвина известные и не очень известные художники, которые часто бывали в Дунино и писали его портреты – Лина По, В. Никольский, А. Кириллов, Г. Шегаль, Р. Зелинская и многие другие.

            Зимой 1948 года известный график Г. Верейский по просьбе редактора журнала «Мурзилка» написал с натуры литографический портрет Пришвина и этюды к нему, которые и по сей день украшают многие издания произведений писателя. Один из немногих экземпляров этого портрета находится в экспозиции Музея писателей-орловцев. Примечательно, что Михаил Михайлович называл эту работу художника лучшим своим изображением, а самого автора – «вдумчивым человеком»: «Портрет Верейского дает меня в рисунке без моего, привлекающего художников «цвета лица». Но он дает единство моего образа, то, что называется душой. И это единственное изображение меня, — писал с иронией Пришвин, — на которое не противно смотреть, в том числе изображение в зеркале».

            Г.С. Верейский, каким-то интуитивным образом, сквозь оригинальную форму лица Пришвина сумел показать едва уловимые черты, которые так точно характеризовали эту яркую масштабную личность. Художник вспоминал о работе с Пришвиным так: «Я сейчас уже не помню точно, о чем мы тогда говорили. Но каждый раз, уходя от Михаила Михайловича, я думал о том, какой это замечательный, какой своеобразный писатель. За его словами, иногда только жестами или короткими восклицаниями чувствовался ни на кого не похожий человек с необычным оригинальным умом. Он говорил мне, что если в руки ему попадет какой-нибудь предмет, какое-нибудь изображение, он способен изучать его во всех деталях в течение целого дня. Какая в этом  пытливость ума, какая страсть ко всему, что попадало в поле его зрения! И какое понимание людей и искусства во всех самых отрывочных его замечаниях! Мне очень запомнились эти слова писателя и этот большой мудрый человек!»

 

Ст. научн. сотрудник Музея Писателей-орловцев                           Абинякина Т.В.