Продолжаем авторский цикл, посвященный проблемам психологии музейной коммуникации.
«Слово наполовину принадлежит тому, кто говорит, и наполовину тому, кто его слушает» – ещё в 16 веке говорил французский писатель Мишель де Монтень.
То есть, говорящий сам виноват ровно наполовину в том, что его не услышали. Справедливо ли это утверждение в применении к мастерству экскурсовода, гида? Выступающий всегда устанавливает контакт с аудиторией, зрительный прежде всего, психологический и личностный. Ведь к нам идут не учиться, не на обязательный скучный урок, а идут за чем-то другим.
«Видеть аудиторию» – это не бояться её, взаимодействовать с ней, замечать каждого. Показателем здесь является как раз не тишина, ведь слушатели должны «жить», реагировать и воспринимать информацию.
Ценны голос, и слово, и язык тела. Взгляд и положение корпуса – это 58% притяжения внимания аудитории, а голос – 42%, как считают ученые.
Кстати, в какой зоне общения мы находимся, когда проводим экскурсию?
Существуют четыре социальные зоны общения, которые можно измерить расстоянием.
Так, 1,5 метра – зона социальная, межличностная, это комфортная бессознательно выбираемая зона для общения с коллегами и малознакомыми людьми. Расстояние 3,5 метра – это привычный нам со времен института «амфитеатр», обстановка лекции, публичная зона. А вот 0,5 метра – зона вытянутой руки – зона дружеская, а не рабочая. Незнакомый человек, попадающий в нее, может вызвать бессознательное отторжение и инстинктивную защиту, чаще всего демонстрацией равнодушия. Но на стыке зон социальной и личной и приходится находиться и работать гиду, если экскурсия во много человек движется по анфиладам комнат старинного особняка или дома. Что очень и очень повышает его эмоциональную и физическую нагрузку. Что заставляет на ходу мысленно анализировать состав слушателей, дифференцировать выкладку и подачу материала.
Очень важно понимать особенности тех, перед кем предстоит выступать. Это так называемое моделирование аудитории. Имеется в виду возраст, психология, типы личности, количество слушателей. При этом разнятся потребности в подаче информации и самой информации.
«Молодежные аудитории рассчитывают на эмоции, взрослые – на рациональное содержание».
Это утверждение я когда-то увидела в материалах одного вебинара, посвященного особенностям работы с аудиторией. Можно ли с этим согласиться?
Не совсем соглашусь. Надо прежде всего смотреть на состав этой взрослой аудитории, правильнее сказать так. В практике моей экскурсионной работы я пережила два разных подхода к подаче материала о Фёдоре Ивановиче Тютчеве. Отметим сразу, из объектов у нас имеется всего только один портрет поэта, правее, в шкафу – сборник стихов. А значит, наша повседневная задача «глаголом жечь сердца людей» здесь подвергается немалому испытанию. Учтём ограниченность времени.
Поначалу я, следуя тексту старой методички, тщательно помнила про годы рождения, смерти, оды Горация в детстве, важность статей по проблемам политических взаимоотношений, про десятую долю талантов, которой бы было достаточно для… ну и так далее по тексту.
Группа дам примерно в возрасте 60-70 лет уважительно внимала мне и послушно передвигалась по залу. Но, что мне совсем не нравилось, глаза их почему-то совсем не горели. Хотя ведь, все было правильно, вон, в методичке так написано.
И вот на свой страх и риск я сделала немного по-другому. Сохранив по-минимуму «жил – учился – уехал – приехал», я заменила на: Мюнхен, рыжеволосая Амалия, свадьба с баварской аристократкой, любовный треугольник, малоизученный альбом – гербарий Эрнестины Дернберг – о, эти нежные композиции цветов, листьев и трав, создающих сочетания бело-желтых, розовато-сиреневых, зеленоватых тонов, названия мест по-французски напротив, засушенный мак, сорванный Тютчевым. Ну и конечно, юная Денисьева на склоне лет, краткие запретные встречи в комнатке на вокзале, в гостиницах. Боль и наслаждение свиданий. Строки возлюбленным.
Плотно обступивший портрет Тютчева кружок женщин перебазировать в зал Серебряного века пришлось на этот раз уже чуть ли не силой.
Я оставляю несколько минут на личное внутригрупповое общение, выход эмоций. Кто-то вспоминает христианские заповеди о прелюбодеянии, кто-то осуждает, кто-то оправдывает.
Мнение своё я намеренно здесь не высказываю, так модель общения не доминантная, а равная внутригрупповая. Моя цель – при всего лишь одном экспонате получить максимальный эмоциональный отклик посетителей, в несколько штрихов создать его живой, а не монументальный образ.
Продолжение следует