«Горбов - ученик Пришвина»

«Горбов - ученик Пришвина»

          В марте месяце писателю Евгению Константиновичу Горбову исполнилось 115 лет.                       

          «Евгений Горбов писатель большой лирической силы», —  скажет о нём К. Паустовский.                                                                    

          «Горбов – бесспорно талантлив» — напишет Мих. Слонимский.                             «Перед нами свое­образный, тонкий художник, со своим видением мира и со своей темой», — отзовётся о творчестве Горбова  литературовед Василий Росляков.

«Последним орловским классиком» назовут его коллеги.

 

            Жизненный путь Горбова с ранних лет начинался с небольшого уездного городка  Ельца. Учился Евгений в гимназии в которой неожиданно судьба свела его с Пришвиным.

             Горбов вспоминал, что весной 1919 г. его мать получила ордер на новую квартиру. Она работала в коммунальном отделе. Квартира оказалась в доме бывших купцов. На столе Евгений увидел брезентовую сумку с толстыми кожаными ремнями  и удививший его очень маленький самовар на два-три стакана воды. Он раньше никогда не видел подобных самоваров. Стало известно, что это были вещи прежнего хозяина  и принадлежали писателю Пришвину. В школе он узнал, что преподавать географию будет новый учитель Пришвин. Горбов хорошо запомнил первое  появление  Пришвина перед учениками.

          «…Он вошел в класс, едва задребезжал звонок, быстро поднялся на кафедру. До сих пор мне представляется подтянутый, средних лет человек в черной, очень приличной, по тогдашнему времени, паре, бледнолицый, с черными длинными волосами и такой же бородой. В нем было что-то возбуждавшее интерес. Мы  сразу смутно почувствовали, что Пришвин «не настоящий, не всамделишный педагог». В нем не было и следа профессионализма.

          Сделав перекличку по журналу, и познакомившись с нами, М.М. открыл книгу, и без лишних предисловий сказал:

— Сейчас я почитаю свои очерки, « В краю непуганых птиц». И тотчас класс примолк. Это было необычно и противоречило всему, к чему мы привыкли. Пришвин читал внятно, ровно, с таким видом, будто его не трогает, слушаем мы или нет. На следующий урок все повторилось. То же самое было и в третий, и в четвертый раз. Мы привыкли к этому, и в классе установился особый порядок. Одни слушали, другие разговаривали, третьи повторяли. Чувствовалась солидарность с учениками. Потом пришла очередь другой его книги». Иногда Пришвин рассказывал о своих путешествиях по стране. Горбов запомнил, как какой-то житель далёкой окраины спрашивал у соседа «Хабар-бар» — и тот ему отвечал — «Бар, бар».

          Пришвин был учителем только год, но именно ему юный Евгений  доверил прочитать  свои первые стихи.

 

Гляди на ветхий свой шалаш.

На круг золы и кашеварки,

Какой повсюду ералаш.

Как краски скудны и неярки!

Примят, разграчен, жалок сад.

Зияют рыжие тропинки,

На листьях сумрачно висят

Такие злые дождевинки.

Ползет червяк и тянет след,

И вензелит сырую почву…

А сколько, сколько листьев нет —

Они упали нынче ночью…