К 140-летию со дня рождения Б.К. Зайцева.
Бунин и Зайцев. Два известных имени, две судьбы, два друга, судьбы которых тесно переплелись. Оба воспевали в своих произведениях русский народ, русскую природу и Россию. Оба прославили русскую литературу. Их разнят самобытные черты характера, темперамент, объединяет чувство патриотизма, самозабвенная любовь к родному Отечеству.
В своих воспоминаниях «Молодость – Иван Бунин» Борис Константинович пишет:
«Можно ошибиться в годе, когда встретились. Но не ошибешься
в том, что была зима. Неопалимовский переулок, звезды на
ночном небе, огненно- сухая, снежная пыль из — под копыт «резвого ». Яркий свет, тепло, запах шуб в передней профессора Р.
В столовой молодежь — не то художники, не то студенты, не
то поэты. <…> В столовой, под рулады баритона из
гостиной, впервые увидел я Бунина. Он сидел за стаканом чая,
под ярким светом, в сюртуке, треугольных воротничках, с бородкой,
боковым пробором всем теперь известной остроугольной головы
— тогда русо — каштановой — изящный, суховатый, худощавый. <…>
Этот свет и тепло квартиры, белизна скатерти, молодое оживление вокруг, остроугольный, элегантный Бунин,- так и смешалось в памяти с морозной ночью и звездами над Москвой – в ощущении остро поэтическом.
Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному
кругу, занимаясь одним делом, не могли и далее не встречаться. Виделись у Леонида Андреева, Телешова, Сергея Глаголя. А там Литературный кружок, ресторан «Прага»…
Пестрой и шумной, легкой и радостной кажется жизнь тогдашней Москвы. Может быть это просто молодость? Необычайное по силе чувство жизни?
Но – и само время: какое приволье, сколько подходящего для артистического! Какой интерес к литературе! Сколько молодых дарований…. Сколько споров, волнений, чтений, удач и неудач, изящных женских лиц, зимних санок, блеска ресторанов, поздних возвращений…
Иван Алексеевич жил тогда по гостиницам: в номерах «Столица», на Арбате (рядом с «Прагой»), позже в «Лоскутной» и « Большом Московском».
Живя в Москве, бывал и у нас <…>. Под знаком поэзии и литературы входил в мою жизнь: с этой стороны и остался в памяти. Всегда в нем было обаяние художника – не могло это не действовать. Он был старше, опытнее и сильнее. <…>. Мы говорили очень много — о стихах, литературе, модернизме. Много спорили – с упорством и горячностью, каждый отстаивал своё – в глубине же, подспудно любили почти одно и тоже. Но он уже сложился, я лишь слагался» <..>.
Тогда уже была в нем строгость и зоркость художника, острое чувство слова, острая ненависть к излишеству».