Бунин и его великие современники.
И.А. Бунин и Ф.И. Шаляпин. Ч.4.
Три зимы подряд 1911-1914 гг. Бунин с женой Верой Николаевной и племянником Николаем Алексеевичем Пушешниковым живут на острове Капри, недалеко от Италии. Останавливались ни в отеле «Квисисана» и каждый день бывали у Горького. 10 февраля 1913 года на Капри приехал Шаляпин. Остановился в отеле «Моргано» и пригласил к себе на обед Горького, Бунина, Пушешникова и других гостей. О встрече с Шаляпиным Николай Алексеевич Пушешников писал в дневниках:
« В ответ на обед Шаляпина у нас был также устроен обед. Обед был великолепный, вино первосортное. Потом все стали просить спеть Шаляпина, и он, видимо, очень волнуясь и ежеминутно куря папиросы, подошёл к пианино и под аккомпанемент маэстро спел девять вещей: «Старый капрал», «Два гренадера», «Серенаду» Шуберта, арию из «Дона Карлоса» и др. Пел он прекрасно и чем больше, тем лучше. Весь отель слушал, стоя на галерее у дверей. Даже какой-то надменный лорд с женой придвинули стулья к дверям и слушали его.
После окончания пенья Иван Алексеевич и Шаляпин пели малороссийские песни (Иван Алексеевич, уже порядочно выпивший, кричал довольно сильно)».
Позднее в прозе и в поэзии Бунин не раз возвращался к воспоминаниям о благословенном времени его пребывания в Италии, пленившей его на всю жизнь. Капри он поэтично описал в рассказе “Остров Сирен”. Так называли остров греки, которые и учредили на нём поклонение этим милым и коварным морским существам».
Известна «многолюдная» фотография, сделанная в кабинете у А.М. Горького на Капри после литературного чтения. Скорее всего, именно И.А. Бунин читал рассказ «Лирник Родион» о народном слепце-музыканте. Рассказ о певце, конечно, был выбран специально для Шаляпина. Небольшой рассказ написан по давним записям украинской народной песни и встречи молодого Бунина со слепым певцом. Рассказ этот необыкновенный, берущий за душу. Именно о нём Шаляпин сказал: «Вот такие вещи останутся! А я – спел и ничего не осталось…»
Талант Шаляпина – это не только талант певца, это и талант драматического артиста. Именно Фёдор Иванович закрепил твёрдое правило быть в опере не только певцом, но и артистом. Пение Шаляпина – это искусство интонаций, множественности тембров. О Шаляпине итальянская критика писала, что русский артист достиг «шекспировских высот». Его называли «вокальным трагиком». Русский артист завоевал триумф в стране, где великолепные голоса певцов Таманьо, Мазини, Карузо, Батистини были национальной гордостью. Горький говорил о таланте Шаляпина: «“Шаляпин” Великая и хорошая национальная гордость рождается в душе каждого русского, когда произносится это громкое артистическое имя!»
В переплетении судеб разных людей на маленьком итальянском острове Капри отразились важнейшие черты блистательного русского «серебряного века»: свобода художественных исканий, высота творческих достижений, благотворное притяжение разных культур.
«Русский Капри» был бы не полон без Шаляпина и Бунина, без их великого таланта.
Вид на залив из садика таверны.
В простом вине, что взял я на обед,
Есть странный вкус – вкус виноградно-серный –
И розоватый цвет.
Пью под дождём, — весна здесь прихотлива,
Миндаль цветёт на Капри в холода, —
И смутно в синеватой мгле залива
Далёкие белеют города. ( И.А. Бунин. 1917. )