«История одного экспоната. Е. А. Киселёва. «Троицын день».

«История одного экспоната. Е. А. Киселёва. «Троицын день».

История одного экспоната.

Е. А. Киселёва.

 «Троицын день».

 

         Выставка «К чужим берегам не приставшие» знакомит посетителей с творчеством выдающейся художницы Серебряного века, любимой ученицы Ильи Репина, Елены Андреевны Киселёвой (1878 — 1974).  Особое внимание обращает на себя картина «Троицын день» (Эскиз.1907г). Фрагмент композиции этой картины (изображение девушек крестьянок) стал основой выпускной дипломной работы художницы.  

         В 1898 году Киселева поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств, а двумя годами позже она уже училась в Академии в мастерской  живописца-профессора Ильи Ефимовича Репина.

         Будучи студенткой (в 1903 году) художница впервые побывала в Париже, где познакомилась с новыми течениями и тенденциями живописи начала ХХ века. По возвращению в Академию она представила в качестве  эскиза дипломной работы написанную во Франции картину «Парижское кафе». Но Совет Академии отклонил заявленную тему с комментарием – «молодая художница, попав за границу, вместо изучения действительно художественных произведений, стала подражать крикунам-пачкунам, стремящимся хоть чем-нибудь обратить на себя внимание». Критика и отсутствие альтернативной темы стали ударом для молодой художницы.  Она теряет уверенность в себе, берет академический отпуск и возвращается в Париж, где учится в частной художественной школе живописца и графика Эжена Каррьера (1849-1906).

         В итоге дипломная картина будет посвящена не Парижу, а Воронежской губернии. В 1907 году Елена Андреевна заканчивает Академию художеств с «золотой медалью» и получает звание художника за работу «Невесты. Троицын день». Полотно  представляет собой групповой портрет крестьянских девушек в праздничных на «Троицу». Беспроигрышный крестьянский сюжет был найден в родительской усадьбе в деревне Пиясово-Юраково близ Воронежа.

         Картина получила высокую оценку, а ее автор право пенсионерской поездки в Европу,  то есть заграничной поездки для продолжения обучения. Таким образом, Киселева Е.А. первой из русских женщин-выпускниц Академии удостоилась такого права, а в журнале «Огонек» написали: «Пенсионерство, данное Киселевой, можно только приветствовать. В ее лице Академия впервые венчает лаврами ученицу и по заслугам».