«А предание да песня – отрава для славянской души!» — писал Бунин.
Песня сопутствует нам на протяжении всей жизни. Поём мы в горе и в радости, через песню выражаем свои чувства и настроения. И.А. Бунин очень любил русские песни. Считал их душой народа.
Позже он вспоминал: «Лет с семи началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, с мужицкими избами. <…> Чуть не всё свободное от учения время я, вплоть до поступления в гимназию, провёл в ближайших от Бутырок деревушках, у наших бывших крепостных и у однодворцев. Явились друзья, и порой я по целым дням стерёг с ними в поле скотину…»
Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних — минутных гостей! Ты раскрой мне, природа, объятия, Чтоб я слился с красою твоей! Ты, высокое небо, далекое, Беспредельный простор голубой! Ты, зеленое поле широкое! Только к вам я стремлюся душой! 28 марта 1886 |
«Всё, помню, действовало на меня – новое лицо, какое-нибудь событие, песня в поле, рассказ странника….Мать и дворовые любили рассказывать, — от них я много наслушался и песен, и рассказов, слышал, между прочим, «Аленький цветочек», «О трёх старцах», — то, что потом читал. Им же я обязан и первыми познаниями в языке, — нашем богатейшем языке, в котором ….. слилось и претворилось столько наречий и говоров чуть не со всех концов России».
Увлечение писателя народной поэзией и героической историей России, Украины широко известны. В рассказе «На Донце» (позже названный «Святые горы») Бунин прямо скажет о своём восприятии народной поэзии. «В южных степях каждый курган кажется молчаливым памятником какой-нибудь поэтической были. А побывать на Донце, воспетом в “Слове”, — это была моя давнишняя мечта. Донец видел Игоря, — может быть, видел Игоря и Святогорский монастырь. Сколько раз разрушался он до основания, и пустели его разбитые стены».
Любил он ночи тёмные в шатре,
Степных кобыл заливчатое ржанье,
И перед битвой волчье завыванье
И коршунов на сумрачном бугре.
Стрелою скиф насквозь его пробил,
И там, где смерть ему закрыла очи,
Восстал курган – и темный ветер ночи
Дождём холодных слёз его кропил.
Прошли века, но слава древней были
Жила в веках. Нет смерти для того,
Кто любит жизнь, и песни сохранили
Далёкое наследие его.
Они поют печаль воспоминаний,
Они бессмертье прошлого поют
И жизни, отошедшей в мир преданий,
Свой братский зав и голос подают.
Оставив родительский дом, Бунин не утратил сознания своей причастности к жизни народа. Поселившись в Орле, он совершает поездку по средней полосе России, живя в Полтаве – по украинским сёлам.
Вера Николаевна Муромцева-Бунина вспоминала: « Когда молодой Иван Алексеевич жил в Полтаве, то по вечерам всей компанией они ходили гулять куда-нибудь за город. Слушали по вечерней заре чудесные украинские песни, далеко разливавшиеся по окрестностям. Иногда, когда делали привал, <…> затягивали приятными голосами сами песню…»
В 1913 году Бунин написал рассказ « Лирник Родион», в котором показал читателю удивительно талантливого народного сказителя Родиона.
Предлагаем отрывки из рассказа.
«Сказывал и пел этот «Стих о сироте» молодой лирник Родион, рябой слепец, без поводыря странствовавший куда бог на душу положит. Я в те годы был влюблен в Малороссию, в ее села и степи, жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни, душу его».
«Бог благословил меня счастьем видеть и слышать многих из этих странников, вся жизнь которых была мечтой и песней . Родион, случайно пристрявший к женщинам и плывший вместе с ними, был молод и безвестен. Он говорил, что даже не считает себя певцом, лирником. Но певец он был поистине удивительный. Если он еще жив, Бог, верно, дал ему старость счастливую и отрадную за ту радость, что давал он людям».
«Простой, открытый, легкий, он совмещал в себе все: строгость и нежность, горячую веру и отсутствие показной набожности, серьезность и беззаботность».
«Кто-то заговорил о Киеве, о Софиевском соборе. Тогда, как бы продолжая их мерную речь, медленно и певуче заныла, заскрежетала и зажужжала старая лира Родиона».
«Как все истинные художники, Родион сердцем знал, когда надо сказать, когда помолчать. Сказав последние слова, он смолк, опустил незрячие очи, наслаждаясь горькими и счастливыми выдохами своих слушательниц». Капри. 1913
Здесь, как и во многих других произведениях писателя, раскрывается красота русской души, её величие, мудрость, которую Иван Алексеевич так глубоко ощущал и понимал.
Аркатова Елена.