« Красный смех» Леонида Андреева.
Век серебряный русской литературы. Как старинное чуть потускневшее серебряное зеркало, он отразил в себе ту жизнь и события, которые изменили классическую литературу.
А что было тогда на дворе истории? Биологическая теория Чарльза Дарвина и философские труды Фридриха Ницше поставили под сомнение существование бога. Русский Серебряный век стал реакцией на происходившие в стране потрясения 20-го столетия: поражение в русско-японской войне, Первая русская революция, Первая мировая война, два переворота 1917 года и Гражданская война. Полифонизм русской литературы, метания поэтов и писателей от одного направления к другому направления к другому, где очень отличился кстати Александр Тиняков, существование вместе символизма, иманжинизма, экспрессионизма, импрессионизма – отражение того времени.
Экспрессионизм в литературе — это не созерцание объекта, как у Фета «Шепот, робкое дыханье», а экстатическое состояние видения образов. Эта физиологичность, неологизмы, абсурд, возрастающее напряжение. Эстетика экспрессионизма, пришедшая из Германии, требовала изменения изобразительного языка, это неверие в разумность бытия, постоянный страх за будущее человека, чью жизнь направляют социальные механизмы, угрожающие ему бессмысленной гибелью, гротескность образов, ощущение повседневной боли. Всего лишь соседние залы музея, но какая же пропасть в инструментарии изобразительного языка между нежным образом фетовского Ландыша и раскаленной инопланетной красной жарой Андреева. В этой жаре неуловимо слышатся и отголоски самого Камю.
Леониду Андрееву был дан талант творить в разных стилевых течениях и на разные темы. На тему войны – тоже. Поэтому от последнего зала музея писателей – орловцев, где мы по традиции о ней говорим, мы сделаем несколько шагов назад, к экспозиции Андреева.
Рассказ Красный смех был написан под впечатлением событий русско-японской войны. Писатель очень точно передал суть любого военного конфликта глазами очевидца — безумие. Это самое точное и правильное изображение войны – любой войны, войны вообще — какое только может быть.
Книга делится на две части, первая более абстрактная, но можно понять, что речь идет о войне, о самом мерзком явлении в истории человечества, которое не может быть оправдано ничем. Повествование – рукопись молодого офицера. Его преследуют галлюцинации , в этом он близок к Кафке, герой которого окружен гротескными персонажами, жуткими образами, у обоих сочетается фантастика кошмара с буднично – повествовательной манерой письма. Герой Андреева видит дом с синими обоями, слышит смех жены, и его преследует красный смех. Сюжет трудноуловим, обрывочен, это своеобразный дневник. Война по Андрееву — это раскаленная -красная агрессивная сущность, которая изменяет реальность вокруг себя на что-то адское, абсурдное, сумасшедшее. Это и есть пресловутый красный смех, кровь и хохот, единственная нормальная реакция на войну, которая может быть. Страшно, что повторяется из века в век война, ломающая людские судьбы, измывающаяся над людьми.
Очень больно за всех солдат бессмысленной войны. Один из самых тяжких грехов разжигать воину и причинять боль всему живому.
Ярко выраженный пацифизм мы можем увидеть в творчестве талантливого писателя — орловца уже упомянутого заключительного зала – Евгения Горбова. Он пишет о войне Великой Отечественной в стиле реализма, но именно Андрееву и Горбову удается воздействовать на читателя так, чтобы слова и образы проникли в самую душу, сказать так, чтобы запомнилось навсегда, несмотря на написанные до этого тысячи книг. В « Письме солдата» Горбов пишет об отвращении к насилию, пролитой крови, уничтожению живого. Образ страшного, заросшего щетиной убитого вражеского солдата переносится в детство этого солдата. Его, розового и смешного малыша, качает и любит мать, он играет с кошками , бабочками, всему учится.
Убивать – это нелепо и противоестественно. Это уничтожение того, что предназначено жить, любить, быть в этой жизни.
«Студент глядел на молчаливое, разраставшееся зарево, и его затылок с вьющимися волосами был молодой, и когда я глядел на него, мне почему-то все представлялась тонкая женская рука, которая ворошит эти волосы». Это уже — Андреев.
Но этот молодой человек, студент, будет убит, как и тысячи других, и это неотвратимо повторяется во всех войнах. По сути, все войны и революции затеваются ради передела собственности, территории, господства, и тем абсурднее гибель в них живого.
Я узнал его, этот красный смех. Я искал и нашел его, этот красный смех. Теперь я понял, что было во всех этих изуродованных, разорванных, странных телах. Это был красный смех. Он в небе, он в солнце, и скоро он разольется по всей земле, этот красный смех!
Критика неоднозначно восприняла произведение, упрекая Андреева в том, что он писал его на основе газетных публикации. Вересаев упрекает писателя в том, что « Красный смех» не соответствует действительности. Однако рассказ имел потрясающий успех, и в наши дни он также вызывает бурные эмоции и отклики читателей. Почему? Ответ прост. Андрееву удалось заставить услышать себя. Это было первое и бесспорно талантливое произведение, противостоящее патриотической военной литературе, выступление против поругания разума и гуманизма. Это действительно инопланетная, абсурдная, красная, раскаленная жара как отражение противоестественного уничтожения живого на земле.