Как известно, работая над своими произведениями, Тургенев всегда отталкивался от жизненных впечатлений: будь то пейзаж, событие или мимолётно встреченное им лицо; так было и при создании «самого трогательного рассказа в мире – «Муму».
Современники вспоминают, что прообразом главного героя рассказа – глухонемого Герасима, послужил немой Андрей – дворник в доме Тургеневых.
В.Н. Житова, воспитанница матери Тургенева, в своих воспоминаниях указывает, что Герасим в знаменитой повести «Муму» есть не кто иной, как немой Андрей, принадлежавший Варваре Петровне Тургеневой.
Двоюродная сестра писателя Е.Н. Конусевич также называет в качестве прообраза Герасима крепостного В.П. Тургеневой, который был «дворником в Спасском, возил воду, колол дрова, топил в доме печи».
По словам Житовой, Варвара Петровна привезла Андрея в своё имение из деревни Сычи, что в 25 верстах от Спасского.
Е.Н. Конусевич вспоминает, что это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой он поднимал десять пудов». Но не столько внешние данные Андрея пленили Варвару Петровну, сколько его физический недостаток. Она посчитала, что это придаёт ему «оттенок оригинальности» и тут же решила судьбу бедного Немого.
По воспоминаниям Житовой, Варвара Петровна «щеголяла своим красавцем-дворником». «Одет он был всегда прекрасно, — пишет она, — и кроме красных кумачовых рубашек никаких не носил и не любил».
Своеобразным подтверждением тому является сохранившийся документ «Сундук при гардеробе госпожи». На странице 33 отмечено, что «шнурку чёрного 20 аршин» выдано «дворнику Немому на отделку красной рубашки».
Отъезжая на зиму в Москву, Варвара Петровна забирала с собой и красавца-дворника. По словам В.Н. Житовой, в Москве «зелёная блестящая бочка и красивая серая в яблоках как заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признали тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками».
Летом Андрей с барыней возвращался в Спасское.
Бывшая компаньонка В.П. Тургеневой В. Колонтаева в своих воспоминаниях сообщает интересные подробности из жизни Андрея.
Она пишет, что бедный Герасим одно время состоял «в должности скорохода» и обязан был «не взирая ни на какую погоду, отправляться пешком с письмами и посылками от Варвары Петровны к её знакомым». Так же посылали Герасима в село Лутовиново, что в 70 верстах от Спасского к Авдотье Ивановне Логривой, для того, чтобы бедный Немой принёс своей барыне «маленький горшочек гречневой каши, на том основании, что повара села Спасского, по мнению Варвары Петровны, гречневую кашу приготовлять не умеют».
По свидетельству современников, Андрей был очень привязан к своей барыне. В.Н. Житова отмечает, что Андрей после гибели Муму остался верен своей госпоже, до самой её смерти служил ей». Известно, что он остался в Спасском и после кончины матери Тургенева.
А.В. Дружинин, побывавший в Спасском в 1855 году, уже после смерти В.П. Тургеневой, в своём неоконченном юмористическом фельетоне «Записки Петербургского туриста» пишет: «Навстречу нам высыпала многочисленная дворня хозяина, между которой глухонемой дворник Андрей, добродушнейшая персона, как кажется, послужившая оригиналом Герасима в повести Ивана Сергеевича «Муму».
Детская память Е.Н. Конусевич, которая родилась в 1855 году и ранние годы своей жизни провела в Спасском, сохранила трогательный образ «Муму», как она называет глухонемого спасского дворника. «Любимое его занятие было ходить за курами, — вспоминает Екатерина Николаевна, — он кормил их, ухаживал за ними и собирал яйца. Когда он созывал их, то произносил: «эф, эф, эф». Они отлично его понимали и сбегались к нему.
Муму обладал такой огромной силой, что целую тушу вола взваливал на спину и нёс на ледник, как-то неудачно поднял такую тушу и сразу почувствовал боль в спине. Его лечили, ухаживали за ним, а он охал и показывал на грудь и спину. После этого он уже не был таким работником, и всё ему было холодно. Моя мать ему сшила на вате душегрейку, и с тем умер».
Сквозь конкретные черты, мелкие детали Тургенев в своём знаменитом рассказе «добирается» до типа. Его Герасим встаёт перед читателем как символ русского народа. Вот как об этом писал И.С. Аксаков: «Под дворником Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаление к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений. Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим…»