«Лань, обрывающая виноград».
В.А. Фаворский — иллюстратор М.М. Пришвина.
Известный художник-график В.А. Фаворский был большим другом Михаила Пришвина. В конце 20-х – в 30-е годы они жили по соседству в городе Загорске (Московская область). Здесь родились его дети, здесь жили его близкие друзья П.А. Флоренский и М.М. Пришвин. Все, кто был знаком с Фаворским, рассказывают о том, что Владимир Андреевич очень любил слушать рассказы о природе, что послужило поводом создания ряда иллюстраций-гравюр к книгам М. Пришвина.
В.А. Фаворский — российский график и живописец-монументалист, театральный художник, педагог. Жил и работал в Москве. Создатель школы отечественной ксилографии. Преподавал в Вхутемасе (1921-1929, ректор в 1923-1926), в Московском полиграфическом (1930-1934, профессор), в Институте изобразительного искусства в Москве (1934-1938, профессор по книге и гравюре), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1941-1948, профессор кафедры керамики).
Живя в Загорске, М.М. Пришвин и В.А. Фаворский часто встречались. Писатель всегда с большим уважением отзывался о талантливом художнике. «Я из интеллигенции единственно уважаю В. А. Фаворского, — говорил Пришвин. Своему другу, советскому писателю Ф. Каманину, приглашая его познакомиться с Фаворским, Пришвин так характеризовал художника: «Художники не как мы работают, нам подавай уединенность, а они могут и при людях. Василий Андреевич мне говорил, что ему даже лучше, когда домашние рядом, лишь бы за локоть не хватали. И вот он сидит, колдует над своими гравюрами, а отпечатает — и ты восхитишься поэзией. Он победил, доказал свое право быть непохожим на других, и нам, каждому, надо победить…».
В.А. Фаворский создал иллюстрации к роману М. Пришвина «Кащеева цепь», повести «Жень-шень» и портрет автора. Над иллюстрациями к произведениям М. Пришвина В.А. Фаворский работал в 1933-1934 годах.
В грациозных и отточенных иллюстрациях к поэме М. Пришвина «Жень-шень» большую роль играют заставки, концовки, гравюры на шмуцтитулах, придающие цельный и гармоничный облик книге. По воспоминаниям искусствоведа А.Д. Чегодаева иллюстрации к книгам Пришвина были скорее творчеством для души, которому сам художник не придавал в тот момент большого значения: «Летом 1933 года я был у Фаворского в Загорске. В большой невысокой комнате, с окнами с трех сторон, открытыми на окрестные луга и леса, гулял ветер; он сдувал со стола и рассыпал по полу маленькие листочки китайской бумаги. Я спросил Фаворского, что это такое; он ответил: «Да вот пустяки…» Я поднял с полу листки, которым Фаворский так пренебрежительно не придавал никакой ценности. Это были пробные оттиски прелестных гравюр к повести М. Пришвина «Жень-шень» — лань, обрывающая виноград, пятнистый олень… сделанные нежными серебристыми штрихами, …полные живой лирической тонкости! Эти маленькие гравюры остались одной из лучших и подлинно значительных работ художника…».
На одной из этих гравюр изображена красавица-лань, которую местные жители прозвали Хуа-Лу, что значит «олень-цветок». «Никаких других подробностей я не мог заметить, — пишет Пришвин о ней, — так захватили все мое внимание прекрасные черные блестящие глаза – не глаза, а совсем как цветок, – и я сразу понял, почему китайцы этого драгоценного оленя зовут Хуа-лу…». Однажды герой застает ланку в виноградном шатре и улучает момент, чтобы рассмотреть ее на расстоянии вытянутой руки. Он восторгается прекрасными глазами Хуа-лу. Впоследствии «человеческие глаза» Хуа-лу, сливаются с образом незнакомой женщины, в которую он влюбляется. Образ оленя-цветка становится своеобразной эмблемой «женственности», предметом возвышенной и бескорыстной любви.
Тринадцать гравюр-иллюстраций к книге Пришвина «Жень-шень» были переданы музею И.С. Тургенева по завещанию В.Д. Пришвиной от 12 сентября 1979 года вместе с другими предметами, наполнявшими кабинет писателя в Лаврушинском переулке.
Автор — старший научный сотрудник Музея писателей-орловцев Абинякина Татьяна.