Жизнь Леонида Андреева всегда была связана с музыкой – в детстве, юности, молодости, зрелые годы. Она разная в разные моменты его жизни: это и радостно гремящий оркестр в саду, и протяжные напевы под гармонику на родной улице, и студенческие песни, и оперы в исполнении великих русских певцов, и колокольный звон, и музыка природы. Человек с тонкой, глубокой душой, Леонид Андреев не мог оставаться равнодушным к музыке, и очень часто она выражает душевное состояние писателя и звучит в его произведениях. «Нет почти ни одного папиного рассказа, ни одной пьесы, — вспоминала дочь писателя Вера Андреева, — где бы не упоминалась или не воспроизводилась какая-нибудь песня или музыкальное произведение. Одна из его пьес так и называется «Собачий вальс», а название другой, «Дни нашей жизни», заимствовано из студенческой песни того времени».
Музыка производила сильное впечатление на Леонида Андреева. Но она слышится не только в его литературных произведениях, но и в художественных – в его картинах, фотографиях.
Леонид Николаевич Андреев умел слушать музыку природы: ему доступен и голос звёзд, звуки вечности, огромных пространств, и своеобразная музыка улицы – бьющая о стены дома ставня, печальные звуки установленной на крыше арфы, на которой играет ветер. «Всё живёт», всё имеет своё звучание, — убеждён Леонид Андреев. «Я увидел, что весь воздух пронизан напряженно дрожащими струнами, они тянутся от звезды к звезде, разбегаются по земле, соединяются – и всё проходит через моё сердце».
Редакция благодарит Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева за помощь при подготовке этой публикации.