Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко, 1878 — 1932) – русский поэт, художник и критик.
В 1907 году вышли три статьи М.А. Волошина, посвященные творчеству Л.Н. Андреева. Леонид Николаевич всегда стоял обособленно от различных литературных течений. Его произведения имели шумный успех, современниками они признавались или гениальными или вызывающими. Мало кто оставался равнодушным к его творчеству.Сам же писатель так высказывался по этому поводу: «… Я тревожу людей!.. Тревожу…».
Леонид Андреев всегда следил за отзывами о своих произведениях: «Критические статьи в целом носят по отношению ко мне очень определенный характер… Это сплошное недружелюбие… Вся критика, особенно провинциальная, безликая… Боюсь сказать – ненавидит меня, — это слишком громко, — но что-то в этом роде!..
И смысл каждой статейки сводится к двум положениям, исключающим друг друга: “Андреева нужно читать, Андреева приходится читать, Андреева нельзя не читать, но… чтобы черт побрал этого самого Андреева!”
Это обычное окончание статьи».
В статье Волошина «”Елеазар”, рассказ Леонида Андреева» Андреева задели следующие строки: «Талант Леонида Андреева представляется мне в виде тысячегранного глаза мухи. В тысяче различных обликов, тысячью граней своего зеркала четко отражает он остроту действительности. Но это полное тысячегранное восприятие рождает в нем только одну эмоцию ужаса и бессмысленности. Его глаз не соединен с его самосознанием. Поэтому и ”Елеазар”, и ”Красный смех”, и ”Жизнь Василия Фивейского” производят впечатление богохульства». Трактовка Максимилианом Волошиным творческого метода писателя и некоторых его произведений подтверждает слова Леонида Андреева об отношении критиков к нему и его произведениям.
25 августа 2016 года в Доме-музее М.А. Волошина в Коктебеле открылась экспресс-выставка «Человек или Некто в сером?!» (с рабочим названием «Царство человека должно быть на земле»), посвященная 145-летию со дня рождения Леонида Николаевича Андреева.
Свое понимание человека в реальном и ирреальном мире Андреев дает в пастели 1912 г. «Один оглянулся» (Собрание Пушкинского Дома, Санкт-Петербург), представленной на выставке фоторепродукцией картины. Картина Леонида Андреева выдержана в зеленовато-серых тонах с красно-багровыми всполохами и изображает замкнутое пространство: массивные, уходящие ввысь стены, зарешеченное окно приоткрывает огненно-кровавый мир. По вымощенной дороге (ближайшие к зрителю камни – человеческие головы) идет вереница фигур в серых покрывалах, внешним обликом похожих на людей.
На выставке также были представлены материалы из научно-вспомогательного фонда Дома-музея М. А. Волошина – фотографии Л. Андреева, прижизненные издания его произведений и вырезки статей газеты «Русь» 1907 года.
Теперь организовали немаловажное дело. Поделились с товарищами весьма необходимым — этой публикацией.
Прекрасно, собственно что лично мне попалась на глаза данная заметка. Жажду написать образовательную работу по данной для нас тематике.