Лесков в Петербурге постоянно бывал в опере, не пропускал ни одной премьеры, его живо интересовали гастроли мировых знаменитостей. Своими впечатлениями об их пении Николай Семенович в январе 1869 года поделился с историком, журналистом П.К. Щебальским: «Патти слышать невозможно: кресла доходят до 80 р., а по 20 р. платят стоять в проходах. Раек весь абонирован, и «стойка» в оркестре закуплена. Я, однако, с помощью знакомых артистов пробираюсь за кулисы и слушаю в сообществе театральных плотников. Патти, по-моему, несравненно хуже Лукки. Лукка – душа и человеческий голос, а Патти – это инструмент, – правда, страшный, звучный и прекрасный, но совершенно бездушный. У нее в горле точно серебряные струны, а одухотворения звука – никакого».
Стоит напомнить, что Аделина Патти и Паулина Лукка – одни из наиболее значительных и известных оперных певиц своего времени.
Выдающаяся итальянская певица XIX века, Аделина Патти обладала голосом чистого, звонкого тембра, блестящей виртуозной техникой. Она неоднократно пела в России, и ее обожала русская публика. Говорили даже о русском «культе» Патти. «В чарующей красоте ее голоса и в соловьиной чистоте ее трелей, в баснословной легкости ее колоратуры есть что-то нечеловеческое. Да, именно нечеловеческое…», – писал П.И. Чайковский.
Но Лесков предпочел артистизм, эмоциональную выразительность исполнения Паулины Лукки, австро-венгерской оперной певицы. Казалось, она пела сердцем. Девизом певицы была драматическая правда, что было близко русскому театру и русскому зрителю. Лукка доставляла слушателям истинное художественное наслаждение своей игрой, и они покорялись ее вдохновению. И, кстати, хотелось бы провести одно любопытное сближение. Лукка дебютировала на сцене Венской придворной оперы в роли скромной хористки. Она пела в опере Карла Вебера « Фрейшиц». Эта первая немецкая национальная опера имела в России чрезвычайный успех, а немецкое название оперы переводили как «Вольный стрелок» или «Волшебный стрелок». Так вот, один из псевдонимов Лескова – «Фрейшиц» – вольный стрелок, волшебные пули которого летят прямо в цель.
К сожалению, мы не сможем, подобно Лескову, сравнить голоса этих двух великих оперных певиц, так как невозможно услышать звучание голоса Лукки, но сохранились аудиозаписи Аделины Патти. Техника грамзаписи в начале XX в. была еще очень несовершенна, и певице в ту пору было уже за шестьдесят, а все же мы ощущаем дивную легкость ее серебряного голоса.
На фотографиях:
- Аделина Патти
- Паулина Лукка