Осенью 1843 г. молодой ученый-медиевист Московского университета Тимофей Николаевич Грановский начал читать публичные лекции, которые стали ярким явлением в научной и культурной жизни России.
«На последней лекции, — записывает А.И. Герцен в своем дневнике, — аудитория была битком набита… наконец, он встал и начал благодарить слушателей – просто, светлыми, прекрасными словами, слезы были у него на глазах, щеки горели, он дрожал… После заключительных слов Грановского вся аудитория поднялась с восторженными рукоплесканиями, раздались крики: «Браво! Прекрасно!» Треск, шум: дамы махали платочками, другие бросались к кафедре, жали руки преподавателю, требовали его портрета».
Мысль о портрете решает реализовать именно Герцен и обращается с заказом к Петру Захарову.
Любопытно заметить, что судьба этого художника была во много определена ещё одним нашим выдающимся земляком героем Отечественной войны 1812 г. А.П. Ермоловым.
Ранние годы жизни П. Захарова окутаны тайной. До сих пор неизвестно его настоящее имя. Во время войны на Кавказе в 1819 г. он остался сиротой. После боя у селения Дади-Юрт трехлетнего ребенка подобрали солдаты, которыми командовал А.П. Ермолов. Мальчика окрестили Петром, а его воспитанием стал заниматься двоюродный брат знаменитого генерала – Петр Николаевич Ермолов. «Странный мальчик Петруша! Я о чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует всё, что попадает под руку. Видимо будет художник и не плохой», — пишет Петр Ермолов в письме к матери. Будучи уверен в незаурядных способностях воспитанника, Петр Ермолов хлопотал об устройстве его в Академию художеств, куда будущий художник был зачислен посторонним учеником в 1833 г., являясь при этом пенсионером Общества поощрения художников.
Путь в искусство оказался нелегким, зато самостоятельная подготовка – на редкость серьезной. Уже в 1835 г. Захаров заканчивает академический курс и получает звание свободного художника. Петр Николаевич радуется и одновременно беспокоится за своего воспитанника. Семья Ермоловых помогла Захарову расширить круг заказчиков. Из работ известны написанные маслом портреты генерал А.П. Ермолова, М.Ю. Лермонтова, доктора Ф.И. Иноземцева, певца и композитора П. Булгакова и др. Однако лучшей работой художника стал портрет Т.Н. Грановского.
Петр Захаров и Тимофей Грановский познакомились в Москве в доме известного врача И.П. Постникова. После получения заказа, они узнают друг друга ближе. Художник становится слушателем публичных лекций Грановского, наблюдает историка дома, делает множество набросков, пока, наконец, берется за портрет. Появление его на выставке в 1845 г. стало событием и для художника, и для профессора.
Любопытна дальнейшая судьба портрета. После кончины Т.Н. Грановского (1855 г.) и его супруги (1857 г.) портрет находился у близкой подруги Е.Б. Грановской – Марии Федоровны Корш, затем был унаследован её братом, известным литератором и переводчиком, Е.Ф. Корш. Именно к нему обратился П.М. Третьяков, желая приобрести работу П. Захарова для задуманной «галереи в галерее». Ответ был получен через 10 лет. «Живо помню, как десять лет назад Вы желали купить написанный Захаровым портрет Грановского, — писал 4 июня 1888 г. Е.Ф. Корш, — а покойная сестра моя, которой он принадлежал, ни за что не хотела с ним расставаться. Став, по кончине её, единственным владельцем портрета и также уж недолговечным стариком, я теперь охотно передал бы его в прекрасную галерею Вашу за цену, в которой мы, вероятно, тотчас бы сошлись, разумеется, по предварительном осмотре Вами картины по адресу». Судя по расписке, договориться удалось в том же месяце.
«Подлинным шедевром кисти Петра Захарова», «одной из истинных жемчужин коллекции П.М. Третьякова» называют «Портрет Т.Н. Грановского» сотрудники и искусствоведы Третьяковской картинной галереи.
В середине 1950-х гг. с портрета Т.Н. Грановского была сделана копия А.И. и Л.И. Курнаковыми. Более 50 лет она находится в коллекции БУК ОО ОГЛМТ и радует посетителей Дома Т.Н. Грановского в Орле.
«На последней лекции, — записывает А.И. Герцен в своем дневнике, — аудитория была битком набита… наконец, он встал и начал благодарить слушателей – просто, светлыми, прекрасными словами, слезы были у него на глазах, щеки горели, он дрожал… После заключительных слов Грановского вся аудитория поднялась с восторженными рукоплесканиями, раздались крики: «Браво! Прекрасно!» Треск, шум: дамы махали платочками, другие бросались к кафедре, жали руки преподавателю, требовали его портрета».
Мысль о портрете решает реализовать именно Герцен и обращается с заказом к Петру Захарову.
Любопытно заметить, что судьба этого художника была во много определена ещё одним нашим выдающимся земляком героем Отечественной войны 1812 г. А.П. Ермоловым.
Ранние годы жизни П. Захарова окутаны тайной. До сих пор неизвестно его настоящее имя. Во время войны на Кавказе в 1819 г. он остался сиротой. После боя у селения Дади-Юрт трехлетнего ребенка подобрали солдаты, которыми командовал А.П. Ермолов. Мальчика окрестили Петром, а его воспитанием стал заниматься двоюродный брат знаменитого генерала – Петр Николаевич Ермолов. «Странный мальчик Петруша! Я о чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует всё, что попадает под руку. Видимо будет художник и не плохой», — пишет Петр Ермолов в письме к матери. Будучи уверен в незаурядных способностях воспитанника, Петр Ермолов хлопотал об устройстве его в Академию художеств, куда будущий художник был зачислен посторонним учеником в 1833 г., являясь при этом пенсионером Общества поощрения художников.
Путь в искусство оказался нелегким, зато самостоятельная подготовка – на редкость серьезной. Уже в 1835 г. Захаров заканчивает академический курс и получает звание свободного художника. Петр Николаевич радуется и одновременно беспокоится за своего воспитанника. Семья Ермоловых помогла Захарову расширить круг заказчиков. Из работ известны написанные маслом портреты генерал А.П. Ермолова, М.Ю. Лермонтова, доктора Ф.И. Иноземцева, певца и композитора П. Булгакова и др. Однако лучшей работой художника стал портрет Т.Н. Грановского.
Петр Захаров и Тимофей Грановский познакомились в Москве в доме известного врача И.П. Постникова. После получения заказа, они узнают друг друга ближе. Художник становится слушателем публичных лекций Грановского, наблюдает историка дома, делает множество набросков, пока, наконец, берется за портрет. Появление его на выставке в 1845 г. стало событием и для художника, и для профессора.
Любопытна дальнейшая судьба портрета. После кончины Т.Н. Грановского (1855 г.) и его супруги (1857 г.) портрет находился у близкой подруги Е.Б. Грановской – Марии Федоровны Корш, затем был унаследован её братом, известным литератором и переводчиком, Е.Ф. Корш. Именно к нему обратился П.М. Третьяков, желая приобрести работу П. Захарова для задуманной «галереи в галерее». Ответ был получен через 10 лет. «Живо помню, как десять лет назад Вы желали купить написанный Захаровым портрет Грановского, — писал 4 июня 1888 г. Е.Ф. Корш, — а покойная сестра моя, которой он принадлежал, ни за что не хотела с ним расставаться. Став, по кончине её, единственным владельцем портрета и также уж недолговечным стариком, я теперь охотно передал бы его в прекрасную галерею Вашу за цену, в которой мы, вероятно, тотчас бы сошлись, разумеется, по предварительном осмотре Вами картины по адресу». Судя по расписке, договориться удалось в том же месяце.
«Подлинным шедевром кисти Петра Захарова», «одной из истинных жемчужин коллекции П.М. Третьякова» называют «Портрет Т.Н. Грановского» сотрудники и искусствоведы Третьяковской картинной галереи.
В середине 1950-х гг. с портрета Т.Н. Грановского была сделана копия А.И. и Л.И. Курнаковыми. Более 50 лет она находится в коллекции БУК ОО ОГЛМТ и радует посетителей Дома Т.Н. Грановского в Орле.