Одна из самых прославленных актрис русской сцены – Мария Гавриловна Савина. Главные составляющие ее успеха: гибкий артистический талант, безукоризненное изящество и элегантность, а также сильный, волевой, несгибаемый характер. Эта красивая, умная и дипломатичная женщина умела не только очаровывать и покорять, но безраздельно царить и властвовать.
Будущая прима Александринки родилась в семье провинциальных актеров Г. Н. и М. П. Подраменцовых (по сцене — Стремляновы). Имея родителей, она чувствовала себя одинокой, нелюбимой и никому не нужной. Семья, в которой было уже две дочери, переехала из Каменец-Подольского в Одессу. В 8 лет девочку отдали в частный пансион, а затем в интернат женской гимназии, и дома она появлялась лишь по воскресеньям. Приблизительно с этого же возраста Мария узнала театр, и не только в качестве зрителя. Она выходила на сцену маленькой Эсмеральдой, изображала девочек и мальчиков, пела куплеты.
Однако ее первые успехи были непродолжительны. В середине 60-х семья в поисках удачи переезжала с места на место: из Одессы в Киев, из Киева в Смоленск. Мария в это время на сцене не выступала — неуклюжесть, и угловатость подросткового облика ее страшно угнетали.
Но все течет, все меняется: из угловатого подростка Маша Стремлянова превратилась в привлекательную кокетливую девушку, уже начавшую осознавать свое очарование и чувствовать тягу к сцене. Учеба ее закончилась еще в Одессе, и она проводила время между театром и чтением книг. Отец по-прежнему скитался, возя с собой дочь, которая все настойчивее рвалась играть. Наконец, по причине отсутствия актрис в одной из бродячих трупп ей стали давать роли. А в пятнадцать лет в Минске Маша получила свой первый ангажемент.
Стремясь к самостоятельности и независимости, она уезжает от отца в Смоленск, а затем по протекции матери поступает в харьковскую антрепризу Дюкова. Ей приходится испытать многое: унизительное положение хористки, ощущение беспомощности и беззащитности в чужом городе, нужду и одиночество, толкнувшие ее к раннему неудачному замужеству. В шестнадцать лет Мария выходит за актера Николая Николаевича Славича, по сцене Савина. Увы, ее ждало горькое разочарование. Помимо семейных скандалов начинается и безденежье. Получив возможность играть, семнадцатилетняя Савина работает на износ: днем репетирует, ночью учит роли и перешивает костюмы. Но денег все равно не хватает. Приехав в Нижний Новгород во время ярмарки, она берется за случайную работу в театре. Но именно эта случайность оказывается поворотной в ее судьбе. На молодую актрису обращает внимание один из самых влиятельных антрепренеров того времени П.М. Медведев и приглашает ее в свою труппу. Никому не известная артистка, словно вытягивает счастливый билет, попав в истинно творческую атмосферу, о которой не смела даже мечтать.
За время, проведенное в труппе Медведева, она не только много сыграла, но имела возможность многому научиться. Благодаря П.М. Медведеву, ее природный талант словно вошел в нужное русло. И конечно, настойчивость, трудолюбие Савиной тоже давали свои плоды. Она безропотно выдерживала бешеный ритм жизни провинциальной труппы, сыграв за пять лет в Казани, Саратове и Орле около ста пятидесяти ролей.
В 1873 году М.Г. Савина и её супруг уехали в Саратов. Её приняли с радостью, а его — по необходимости. Наконец и терпение Марии
Гавриловны лопнуло: окончательно порвав с мужем, она, впервые, почувствовала себя по-настоящему свободной и счастливой. Савина становится хозяйкой саратовского театра. Вне сцены молодая артистка тоже повсюду желанна, ведь она общительна, мила, изящна и остроумна. Ее влечет в высшее общество, она любит балы и благотворительные вечера, постоянно заботится о своих туалетах и не чурается поклонников, число которых все растет и растет.
Закончив первый саратовский сезон, Мария Гавриловна едет в Петербург. В марте 1874 года она сыграла несколько ролей в Благородном собрании, которые были замечены прессой и, главное, актером Александринского театра А.А. Нильским, организовавшим ее дебют в Александринке. Труппа же приняла дебютантку недружелюбно — лишние конкуренты никого и никогда не радуют. Двадцатилетняя Савина уже знала эти законы и на сочувствие вряд ли рассчитывала, а проявить характер и силу воли она тоже умела. Успех новой артистки нарастал стремительно: ее приняла публика, о ней писали газеты, она даже удостоилась одобрения наследника-цесаревича. В итоге 16 августа 1874 года с Савиной был подписан контракт, и с тех пор она сорок лет не расставалась с александринской сценой.
Переход на полную версию фотогалереи >>