Став, наконец, окончательно свободной от супружеских оков, Савина стремилась вращаться в обществе, но высший свет воспринимал ее с достаточной долей высокомерия. Зато круг петербургской интеллигенции принял безоговорочно, как свою. Среди друзей Марии Гавриловны были художники, врачи, юристы, журналисты. Она постоянно общалась и переписывалась с литераторами: И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, Я.П. Полонским, А.Н. Майковым, В.В. Стасовым и др.
Савина была тонким и чутким собеседником и с благодарностью черпала в общении с этими выдающимися людьми недостающие ей знания. «Мой университет — мои друзья», — любила повторять актриса. Но и сама она, с присущими ей трудолюбием и любознательностью, много читала, знакомилась с художественными новинками, овладела французским языком. Все накопленное Савина приносила на сцену.
Очень многое воплотилось в спектаклях по пьесам А.Н. Островского. Начав с энергичной, смелой, независимой Нади в «Воспитаннице», она затем сыграла искреннюю, светлую Наташу в «Трудовом хлебе». Потерпев неудачу в «Богатых невестах», артистка победила, сыграв Юлию Тугину в «Последней жертве». Комедийно окрашенные образы Глафиры в «Волках и овцах» или Лидии в «Бешеных деньгах» давались ей хуже. Зато в «Дикарке» актрисе удалось в полной мере соединить наивную чистоту и лукавое кокетство, неопытность и твердость, веселость и отчаянность, присущие ее Варе, с которой она не расставалась в течение двадцати лет.
Безусловно, совершенно особое место занимает в биографии Савиной ее встреча с Иваном Сергеевичем Тургеневым. В 1879 году, занятая поисками пьесы для своего бенефиса, Мария Гавриловна случайно остановилась на «Месяце в деревне». Ее снова привлекла тема формирования характера — стремительного взросления девочки-подростка, которую она обнаружила в роли Верочки. Одно из первых представлений было для актрисы наиболее волнительным. «Когда Верочку — Савину после одного из актов стали усиленно вызывать, она, раскланиваясь с публикой, особенно выразительно и благодарно кивала влево, в сторону литерной ложи, — вспоминал И.Л. Щеглов. — Публика угадала, в чем дело, и стала настойчиво вызывать «автора»… Мгновение — и в темноте ложи показалась знакомая и дорогая сердцу каждого русского величественная седая голова. Что тут произошло, трудно передать пером… Новый неистовый поток рукоплесканий превратился по окончании пьесы в настоящую бурю народного восторга — и в этом чаду славы, в общем дружном клике неожиданно слились воедино два дорогих для родного искусства имени: Тургенев, Савина».
Имена эти по сей день звучат вместе и в биографических книгах, и в спектаклях, посвященных истории отношений двух выдающихся людей. Автор был очарован с первого взгляда, актриса навсегда сохранила в памяти день их первой встречи.
Их дружеский союз органично переходил в творческое сотрудничество. После Верочки Савина сыграла Машу в «Холостяке», Машу в «Вечере в Сорренто», Дарью Ивановну в «Провинциалке», Лизу в инсценировке «Дворянского гнезда», а через двадцать пять лет она вернется к любимому «Месяцу в деревне», сыграв уже Наталью Петровну.
Впрочем, поэтические отношения с Тургеневым не исключали и земной влюбленности Савиной в Никиту Никитича Всеволожского — блестящего лейб-гвардейца, адъютанта одного из великих князей. Их непростой роман длился около пяти лет, сопровождаясь многочисленными светскими пересудами. Еще большие нарекания вызвал их брак, заключенный в 1882 году, — для этого Всеволожскому пришлось выйти в отставку, за что он будет вечно упрекать Савину. Однако оставить сцену, как того требовал муж, Мария Гавриловна не смогла бы даже по финансовым соображениям: все долги, оставшиеся от его разгульной жизни с кутежами, женщинами, картами и скачками, теперь стали их общими долгами
Собрав волю в кулак, Савина пытается забыть о житейской катастрофе, погрузившись в работу. Она играет в пьесах «Чад жизни» Маркевича и «Татьяна Репина» Суворина. В 90-е годы она много и успешно играет в пьесах А.Н. Островского: Евлалию в «Невольницах», Василису Мелентьеву в одноименной пьесе, Парашу в «Горячем сердце», Лебядкину в «Поздней любви», Серафиму в «Не сошлись характерами», Веру Филипповну в «Сердце не камень». В 1903-м вновь является любимая тургеневская женщина — Наталья Петровна в «Месяце в деревне». А вот А.П. Чехова актриса не очень жалует: отказывается от роли Нины Заречной в «Чайке» и соглашается лишь на Сашу и Сарру в «Иванове».
Но с середины 1900-х, годы, все же, начинают брать свое. Переход на возрастные роли ей, привыкшей блистать и очаровывать, дается нелегко. В очередной раз Савиной приходится пересиливать, но уже не обстоятельства, а собственное внутреннее сопротивление. Ей удается преодолеть и этот рубеж, правда, даже играя миссис Уоррен в пьесе Бернарда Шоу, Екатерину Павловну в «Холопах» Гнедича или Каренину в толстовском «Живом трупе», она выглядит слишком моложавой. Личная жизнь Савиной в это время хоть и не бурлит, как прежде, но и не стоит на месте, она просто выглядит более спокойной и стабильной. В 1910 году актриса становится гражданской женой богатого человека, председателя Общества русского пароходства Анатолия Евграфовича Молчанова.
Помимо театра Савина продолжает работу в первом общественно-профессиональном союзе актеров, инициатором создания которого была она сама. На его основе в 1894 году было создано Русское театральное общество (нынешний Союз театральных деятелей РФ). Мария Гавриловна избежала участи тех актрис, творческая жизнь которых заканчивается много раньше окончания жизни физической. Савина до последних дней была полна энергии и умерла быстро, словно в полете, от паралича сердца, а похоронена была в ограде созданного ею убежища для престарелых актеров – Дом ветеранов сцены.
Переход на полную версию фотогалереи >>