Нарративные техники в творчестве Павла Шубина

Нарративные техники в творчестве Павла Шубина

…Трёхлетний карапуз к избе зажжённой

Бежал, услышав материнский крик, —

И вот он — тёплый, голубино — белый,

Прикрыв глаза ручонкой неживой,

Лежит, прижавшись к ели обгорелой,

Раскроенной об угол головой….

                                                                                                                                                                    П.  Шубин . Конники идут на запад

 

Фронтовая тема – важнейшая в творчестве П. Шубина, нашего талантливого писателя — орловца. Павел Шубин  проявил себя как поэт, публицист, переводчик.

 «Во фронтовой поэзии Шубина четко прослеживаются два направления лирики — психологическое и батальное», — замечает исследователь  А. Абрамов.

Что же это за жанр, батальное направление лирики? Классически, это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Это сцены сухопутных и морских сражении, походов, сцены военного быта в казармах, походах и лагерях, боев. Его значимость трудно переоценить, ведь батальный жанр очень близок к историческому.

Это словесное описание ( экфраксис) реальной или вымышленной картины.

В батальных стихах  поэт показывает исполнение своего долга солдатами, верность долгу и мужество.

Однако, признаемся себе, что можно пересмотреть тысячи  батальных картин, прослушать сотни стихов, и – остаться равнодушным. В чем же секрет мастерства орловского поэта?

Исследователь — литературовед Сьюзан Кин занималась исследованиями нарративной эмпатии, и, с психологической точки зрения пыталась проанализировать, как и какими способами писателю удается  «достучаться до человека».

Это, в частности, моделирование ситуации, близкой к той, в которой может оказаться читатель. От которой он не застрахован. В которой могут оказаться, или оказывались его близкие. Текст, пробуждающий затаенные страхи читателя, вызывает наибольшую эмпативную реакцию.

У Шубина — это ситуации яростного сражения с фашистскими захватчиками, освобождения родных мест.

Это также герой, проживающий  переломный, трагический момент своего существования.  Воздействует на читателя и нахождение героя произведения в динамике повествования, не просто описание, а действия человека, основанные на определенных мотивах.

Следующий прием — повествование от первого лица. Позиция, с которой автор имеет возможность изобразить внутренний мир и эмоциональное состояние героя, наиболее сильно воздействует, так как передает  « подлинные переживания».

 Еще один исследователь, литературовед Ярослав Полуэктов, отмечает, что одним из составляющих нарративной техники является такое качество, как сжатость и  стремительность повествования. Именно эту завораживающую стремительность можно наблюдать у Шубина практически во всех стихотворениях.

Отсутствие фабулы, это еще одна характерная черта нарративных техник, продолжает Полуэктов. Сюжет есть, фабулы нет. Фабулу читатель должен достраивать самостоятельно. Но повествование при этом очень увлекательно.

Третье – это актуальность произведения,  привязанность к реальности,             « потому что политические коллизии имеют свойство повторяться».

        Конники идут на Запад

Стучал огонь в завязанные двери

И в белых углях плавилось стекло,

Когда, припавши к гривам на карьере,

Ворвались наши конники в село.

И за древком ещё струилось знамя,

Как неостывшей крови ручейки,

И во дворах, взлетая над плетнями,

В намёте злом пластались дончаки…

А здесь уже, на улице отбитой,

Ломали двери, и через пролом

Бойцы бросались в дом, и дым сердитый

Вставал над ними красным копылом.

И древних стариков в одном исподнем,

А то и вовсе голых, без рубах,

Оттуда, из горящей преисподней,

Они несли сквозь пламя на руках.

Убийцам, видно, времени для пытки

Под натиском не удалось сберечь,

И всех живых, обобранных до нитки,

Они, спеша, решили просто сжечь!

Вот так, по-скотски, тупо, деловито,

К столбу дверное притянув кольцо,

Сухой бересты аккуратный свиток

Концом горящим сунув под крыльцо,

Они лежали, хоронясь от пули,

В окопе, за бревенчатой стеной,

И, жабьи губы вытянувши, дули

На этот белый жар берестяной…

И что им наши матери и жёны,

Трудом столетним согнутый старик?..

 

…Трёхлетний карапуз к избе зажжённой

Бежал, услышав материнский крик, —

И вот он — тёплый, голубино-белый,

Прикрыв глаза ручонкой неживой,

Лежит, прижавшись к ели обгорелой,

Раскроенной об угол головой…

 

Спешили санитары к погорельцам.

Казак, с размаху осадив коня,

Пал на колени перед детским тельцем

И вдруг — завыл… И полосой огня

Блеснул клинок, чертя горячий воздух,

И выкрики стальной затмили свист:

— Бить, братцы, гадов!.. Что же мы — на роздых?..

В бой!.. — Хрипел кавалерист…

И конников как будто ветром сдуло,

И звон подков, взметнувшись у двора,

Стих там, вдали, где средь глухого гула

Неслось донцов железное «ура!