Мы получили на днях от нашего старинного друга из Петербурга Б.Н. Голубицкого его книгу воспоминаний «Птицы нашего Театра». Вот несколько строк о ней.
Счастливые мгновения режиссёра Голубицкого
Имя Бориса Голубицкого, автора книги «Птицы нашего Театра», только что вышедшей в серии «Жизнь и творчество» в ТО-СТД, хорошо известно орловским театралам. Голубицкий четверть века был художественным руководителем Орловского государственного Академического театра им. И.С. Тургенева. Терпеливо, шаг за шагом, строил он в Орле театральный Дом Тургенева. Был организатором в нашем городе фестиваля «Русская классика», открыл музей истории Орловского театра, возродил на сцене классические пьесы Тургенева, вдохнув в них новую жизнь, ввёл в репертуар спектакли по произведениям Лескова, Андреева, Бунина. Открыл при театре очно-заочный экспериментальный актёрский курс. Показал спектакли Орловского театра не только в России, но и в Германии, во Франции, в Болгарии… Словом, Б. Голубицкий, бесспорно, вписал яркую страницу в историю театра им. Тургенева.
Для нас, орловских музейщиков, он был и остаётся добрым другом. Вместе с женой О. Нестеровой он всё это время являлся членом Тургеневского общества в Орле, автором ряда блистательных статей в нашем «Тургеневском ежегоднике». А ещё он стал для нас первооткрывателем Тургенева-либреттиста: это в нашем городе впервые в XX веке была поставлена оперетта «Последний колдун» на музыку Полины Виардо. И прочее, и прочее, и прочее…
Открыв книгу «Птицы нашего Театра», уже не хочется прерывать чтения, а закрывая её, ощущаешь прилив давно не посещавшего чувства светлой радости – так заразительна светящаяся повсюду любовь автора к театру, к его героям, к живущей в нём атмосфере творчества. При этом Борису Наумовичу удаётся, не обходя острых углов, порою болезненных для его героев ситуаций, не смаковать их, как, увы, делали и делают многие воспоминатели, да, удаётся передать тот трепет восторга, момент счастья, когда случается достичь желанного совершенства. Так, например, в книге потрясает эпизод репетиции двух в жизни не очень-то ладивших друг с другом мастеров – Анатолия Эфроса и Леонида Броневого: «В жизни своей не видел более прекрасной репетиции! – пишет автор. – Это было какое-то упоение театром, взаимопониманием, партнёрством. Они импровизировали, подсказывали друг другу, находили новое <…> казалось, что два верных товарища священнодействуют в поисках совершенства».
Слог автора – искренний, лёгкий, словно воздушный, воссоздаёт галерею портретов любимых героев театра. Гениальные режиссёры – Товстоногов, Гончаров, Эфрос, Захаров, созвездие блистательных актёров – Янковский, Абдулов, Вера Васильева, Броневой, Инна Чурикова и столько других великих имён великого русского театра 2-ой половины XX века! Личность автора не теряется в этом сонме. Он сам – плоть от плоти этого магического пространства, он сам – одна из птиц этого Театра, испытавшая счастье полёта.