«Как понятно мне то, что Данте рассказывает об одном миниатюристе XIII века, который, начав рисовать изображения в священной рукописи, чувствовал, что его опытная рука постоянно дрожит от страха, как бы не испортить миниатюрные фигуры. В эти минуты я чувствую то же самое: пока я писала о бабушке и других предках Протозановского дома, я не ощущала ничего подобного, но когда теперь мне приходится нарисовать на память ближайших бабушкиных друзей, которых княгиня избирала не по роду и общественному положению, а по их внутренним, ей одной вполне известным преимуществам, я чувствую в себе невольный трепет». Н.С. Лесков «Захудалый род».
Вспоминает Лесков Данте и в других своих произведениях. Мы не можем точно сказать, были ли в библиотеки писателя произведения великого средневекового поэта, но, думается, что Лесков, как знаток средневековой литературы, был владельцем таких книг. Зато точно известно, что писатель был обладателем портрета «Данте в лавровом венце» неизвестного художника. И сегодня эту картину можно увидеть в экспозиции Дома-музея Н.С. Лескова. В этом году исполняется 755 лет со дня рождения великого писателя Средневековья.
Данте Алигиери (Dante, сокр. из Durante Alighieri, 1265 — 1321) — величайший итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Информации о жизни Данте Алигиери, подтверждённой документально, сохранилось очень мало. В процессе восстановления жизненного пути поэта, исследователи опирались на его автобиографические тексты, художественные произведения, а также на работы выдающегося писателя Раннего Возрождения – Джованни Боккаччо
Данте стал известен, как создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры. Точная дата рождения Данте неизвестна. По свидетельству Боккаччо, Данте родился в мае 1265 года. Сам Данте сообщал о себе (Комедия, Рай, 22), что родился под знаком Близнецов, который начинается с 21 мая. В современных источниках чаще всего приводятся даты второй половины мая 1265 года. Также известно, что Данте был крещён 25 марта1266 года (в первую страстную субботу) под именем Дуранте. Родом из Флоренции, принадлежал к городской знати среднего достатка. Закладывать настоящие основы своих знаний Данте приходилось самому. Он читал все, что попадало под-руку, и перед ним понемногу начинал рисоваться его собственный путь ученого, мыслителя и поэта. Он овладел французским и провансальским языками и стал поглощать в огромном количестве поэмы о Трое и о Фивах, об Александре Македонском и о Цезаре, о Карле Великом и его паладинах, а в рифмованных французских энциклопедиях и дидактических поэмах находил знания, которых не мог приобрести в школе. В историко-литературных исследованиях мнения относительно образования Данте Алигиери расходятся. Некоторые учёные предполагают, что образование проходило в домашних условия. Другие сообщают об обучении Данте в муниципальном училище. Существует также версия, что позже поэт обучался в одном из самых престижных учебных заведений Европы – Болонском университете, но не окончил его. Эта версия считается более приоритетной и подтверждается тем, что Данте находился в Болонье в 1286-1287 годах и наиболее вероятной причиной проживания в этом городе, по мнению некоторых ученых, являлось обучение.
В ходе изучения произведений Данте можно понять, что он на протяжении всей жизни активно занимался самообразованием, так как не считал полученное образование совершенным, обладал широкими знаниями в области античной и средневековой литературы, естественных наук, иностранных языков и религиозных учений, активно увлекался творчеством Вергилия.
Для Данте был решен вопрос о том, на каком языке ему нужно обращаться к читателям. Он целиком уже был горячим защитником итальянского языка. Это — одна из величайших его заслуг перед итальянской культурой. Данте сумел понять, что в городах вырастал новый человек, способный читать и развиваться на прочитанном, что если писатель хочет говорить для своего времени и влиять на своих сограждан, он должен отбросить язык школы и ученых кругов, заговорить на языке этого нового человека — на языке, который всем понятен и всем доступен.
Творчество Данте Алигиери насквозь пронизано чувствами самого поэта, произведения полны вдумчивости, намерения понять окружающий мир и собственную душу, а также отдельное внимание привлекает роль любви в человеческой жизни, любви возвышенной, окрыляющей.
Гениальнейшим созданием поэта, стоящим в одном ряду с поэмами Гомера, «Фаустом», лучшими драмами Шекспира, является его «Божественная комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы, впитавший, однако, в себя некоторые черты, типичные для новой буржуазной культуры раннего Ренессанса.
«Божественная комедия» проникнута политическими тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия.
«Божественная комедия» позволяет увидеть в полной мере весь разнообразный мир средневековой культуры, почерпнуть научные, политические, религиозные и философские воззрения поэта и эпохи.
Цитаты из «Божественной комедии».
— Часто люди плывут по течению времени! А между тем утлый челнок наш снабжен рулем; зачем же человек несется по волнам, а не подчиняется собственным стремлениям?
— Любовь движет Солнце и другие звезды…
— Души людей, как в зеркалах, отражаются друг в друге.
— Следуй своей дорогой, и пусть другие люди говорят что угодно.
— Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.
— Душа человека — величайшее чудо мира.
На фото:
1.Портрел Данте в лавровом венце. Неизв. Художник. Холст, масло.
2.Произведения Данте в издании М.О. Вольфа.
3-5.Изображения Данте Алигиери.