19 декабря (6 декабря по ст. стилю) отмечают в народе Николу зимнего – день памяти святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Издавна Николай Угодник занимал исключительное место в русском религиозном сознании, это был наиболее чтимый святой. Говорили в народе, что «Никола – второй после бога заступник». Ему молились во всех трудных обстоятельствах жизни. В народном сознании Николай Чудотворец имел дар избавлять людей̆ от смертельной̆ опасности, был заступником в мужицких бедах, что нашло широкое отражение в пословицах и поговорках: «Попроси Николу, а он скажет Спасу», «Нет на нас поборника супротив Николы» и многих других.
Вот и Н.С. Лесков отмечал особое почитание Николая Угодника как доброго и всемогущего святого. Например, помещик Вишневский из повести «Старинные психопаты» допускал к себе в дом иностранцев, католиков или лютеран, только после положительного ответа человека на вопрос: « Ну, а все же ведь ты хоть и не по-нашему веришь и молишься, но Николу-угодника ты, наверно, уважаешь?» Потом, правда, следовал вопрос и о почитании святого Георгия, но это все же был второй вопрос в «катехизации новоприемлемого». Именно к Николаю Чудотворцу во время нападения шайки разбойников отчаянно взывала боярыня Плодомасова , героиня хроники «Старые годы в селе Плодомасове»: «Николай Угодник, защити меня, твою вдову грешную». И великая вера боярыни в «скорого помощника» не была посрамлена – ее жизнь, и честь были спасены. Разбойники же были твердо уверены, что «их страшно покарал за их вину Николай Угодник».
А кто дал силы, духовную помощь героям сказа «Левша», тульским мастерам — оружейникам «одолеть» «хитрую аглицкую нацию», подвергнуть «мелкоскопическую» блоху «русским пересмотрам», тут тоже не обошлось без Николая Угодника. Ведь именно на поклон иконе святого Николая, да в родную ему Орловскую губернию, в город Мценск, посылает Лесков мастеров, на которых «почивала надежда нации». На иконе, приплывшей ко Мценску в «самые древние времена на большом каменном кресте по реке Зуше», святитель Мир Ликийских на одной руке держал храм, а в другой меч – «военное одоление». «Вот в этом «одолении» и заключался смысл вещи», – отметил писатель. Так у иконы святого Николая и получили герои Лескова «божье благословение» на свою работу, чтобы доказать, «что и наши на что ни взглянут – все могут сделать».