«Я с народом был свой человек»
6 января православные крестьяне отмечают Рождественский сочельник, потом — Рождество и Святки. На Святки «светят», то есть прославляют Христа и его рождение. Люди веселятся, ходят в гости, катаются на санках, дарят подарки, рядятся и колядуют. Заканчиваются Святки 18 января в Крещенский сочельник, в день перед Крещением.
В статье «Пресыщение знатностью» Н.С. Лесков вспоминал как отмечали Святки в доме хлебосольной хозяйки Настасьи Сергеевны, рождённой княжны Масальской из села Зиновьева Кромского уезда Орловской губернии. Она прекрасно разбиралась в людях, и ценила их не по чинам и знатности, а по поступкам и душевным качествам. «Она совмещала благородство с простотою и разум со снисхождением» и считала, что перед Богом все равны. Губернатора кн. Петра Ивановича Трубецкого она «не желала видеть за грубость», и в гости приглашала людей не заносчивых, с открытым сердцем: «О святках, именно на второй день Рождества, к Настасье Сергеевне в Зиновьево съехались гости — «поздравлять старушку с праздником». «Собрались, по обыкновению, к обеду, с тем чтобы проводить вместе весь день и разъехаться вечером после ужина. Собрание было пёстрое: соседи дворяне, достаточные и бедные, приживалки и приживальщицы, уездный казначей из Кром, который « не притеснял крестьян по квитанциям»; уездный доктор, дьяконица Марья Николаевна, особенно уважаемая Настасьей Сергеевной «за добродетель и скромность», пышная красавица Шубина и испитой, сухой дворянин Казюлькин…Словом, сбиралось множество гостей», они «смеялись, шутили, весело отобедали, потом катались на тройках…Дамы и сановник, вываленные в снег, возвратились в дом пешком,…смеху и шуткам не было конца…». Лесков с сожалением пишет, что «исчезновение таких дававших тон обществу хозяек есть чувствительная утрата в нашей общественности, и она теперь сказывается скукою домашних собраний, наблюдая всеобщее и повсеместное неумение жить сколько- нибудь весело, даже при огромнейших затратах. Веселье и ум удалились, а их заменили шум и дорогостоящая аляповость, которую раньше всех стали вводить у себя «прибыльщики» и «компанейщики», принесшие собою очень дурной пример и соблазн в общежитие».